Второй премьерой Забайкальского театра драмы после спектакля "Рядовые" в 81 сезоне, открывшемся в конце января, стала комедия "Шум за сценой", которая превратилась в бенефис заслуженного артиста России Алексея Заинчковского. Зрители должны были увидеть этот необычный спектакль год назад к юбилею артиста, но на мировую сцену вышла пандемия. Проявив неимоверное терпение, веру в лучшие времена и желание во что бы то ни стало устроить этот праздник, вся творческая группа дождалась-таки премьеры. Пьесу Майкла Фрейна "Шум за сценой" предложил режиссёр из Москвы Олег Пермяков в ответ на предложение театра поставить спектакль-бенефис Алексея Заинчковского. 26 лет назад Олег Рэмович уже ставил её на сцене.
Из интервью с режиссёром спектакля, заслуженным деятелем искусств России Олегом Рэмовичем Пермяковым.
- Я иногда повторяю те названия, которые мне уже приходилось ставить. По истечении двух десятилетий я становлюсь совершенно другим человеком, у меня другой взгляд на этот драматургический материал и самое интересное, я получаю удовольствие, как-будто в первый раз встречаюсь.
- Насколько наши артисты справились с вашей режиссёрской задачей?
- В этот спектакль я собрал команду, которой восхищён. Они приносили много интересных предложений, они работали все душа в душу, никаких у нас не было инциндентов, да боже упаси! Мы работали, получая удовольствие, что в театре и должно быть. Если не получать удовольствие, то зачем всё это надо? Я этими актёрами восхищался.
- Несколько слов об Алексее Владимировиче…
- Он, получив эту роль, взял в своей психофизике именно те организаторские способности, которые необходимы для режиссёра. Он очень бережно относится к тем актёрам, с которыми он репетирует пьесу "Сардины и любовь". Во второй части первого акта он влетает, чтобы вдохновить Брук, у которой депрессия и потом он вмешивается в эти поведенья закулисные, чтобы помогать выходить актёрам. Во втором акте, когда они не играли три месяца, во втором акте мы видим классное безобразие, что хочу, то и играю, он здесь появляется в конце на аплодисменты третьим грабителем, думая, что там накладки… И всё встаёт на свои места. Конечно же, я сочинил бенефициантные номера со звонками от Калягина, Михалкова, Роберта де Ниро. Я считаю, Алексей Владимирович - удивительный актёр, он долго примеряет себя, находит взаимоотношения самого себя с другими персонажами и когда он находит это, он включает себя. С какой радостью входит режиссёр Ллойд, приветствует ребят, осматривает пространство, он задаёт ритм и темп, что для этого спектакля очень немаловажно.
- После того, как вы сегодня чудили на сцене, наверное, Алексею Зайнчковскому в реальности не захочется быть режиссёром?
Алексей Зайнчковский, заслуженный артист России: "Честно скажу, я никогда не думал, не хотел, не планировал, не собирался стать режиссёром. Я люблю актёрскую профессию. Это для меня главное, важное и я получаю удовольствие. Работой режиссёра должны заниматься другие люди. У меня были пробы - студенческий спектакль. За моими плечами стоял Николай Алексеевич Березин.
- Надо заниматься любимым делом.
Да, любимым. У меня никогда не было претензий на режиссёрские потуги что-то поставить. Никогда.
- Кому вы благодарны, что на сцене ваш бенефис и вас любят?
- Это Владимир Петрович Агафонов - человек, который меня привёл в театральную студию в 14 лет. Валентина Александровна Дулова - мой мастер курса в городе Иркутске. Ирина Борисовна Молочевская преподавала у меня в Петербурге, мастерская Товстоногова. Естественно Николай Алексеевич Березин, и всё, что я сейчас могу, что делаю, пытаюсь донести до зрителя, всё благодаря ему. Также я благодарен Дариме Владимировне - педагогу Восточно-Сибирской академии, педагог по речи. Это те люди, которые сделали из меня актёра. Понятно, что век живи - век учись. Броневой уже в зрелом возрасте сказал: "Я до сих пор не знаю, как играть". А я уж тем более. Порой для себя открываю новые и новые вещи, новые горизонты. Это такой бесконечный процесс, который тебя радует.
- Вы немножечко приоткрыли нам закулисье… Похожее творится за кулисами в забайкальской драме?
- Это конечно, слегка преувеличено всё, честно скажу, но какие-то вещи узнаваемы, то, что порой происходит. Когда кто-то вовремя не выходит на сцену, а ты не знаешь, что делать, потому что ты один. Просто заполняешь эту паузу - 15-20 секунд, а для тебя это вечность. У меня было столько случаев в жизни. Как-то надо выходить из ситуации, чтобы зритель главное не понял, что накладка произошла. Главное - умение актёра выкрутиться.
- Сегодня вы чувствовали и зрительскую, и любовь коллег?
- Честно скажу, да. Я её всегда испытываю эту любовь. Иногда идёшь к тебе продходят, спрашивают, когда откроется театр. Это правда, так приятно. А когда была пандемия и у нас не было спектаклей действительно по-настоящему скучали. Актёр без сцены смерти равно. У нас были репетиции, но когда ты это кладёшь в стол, это очень тяжело".
Я уже сказала, - новая работа драматического театра "Шум за сценой" необычна. И по содержанию, и по форме. Это взгляд на жизнь театра как бы изнутри. Зрителям дают возможность понаблюдать за повторяющимися репетициями, закулисными интригами и актёрским братством, столкновениями интересов и откровенным хулиганством на сцене. На премьере не все зрители были готовы к восприятию такой драматургии и предложенного режиссёрского решения.
Алексей Зайнчковский, заслуженный артист России: "Кто-то в восхищении, а кто-то ушёл - не понял.
- Что бы вы сказали людям, для которых мимо прошёл спектакль?
- Я этим людям хочу сказать огромное спасибо, что они пришли. Значит они к театру неравнодушны. И когда зритель не понимает происходящее на сцене, ну что ж, бывает, ничего страшного. Что бы я хотел сказать. А попробовать всё-таки напрячься и узнать, что идёт репетиция… Я никогда не буду осуждать зрителя за то, что он ушёл, это его право. А этот спектакль, он сложен по восприятию. Этот спектакль не только о репетициях, а о том, что такое создать что-то новое, придумать, сочинить и потом своими руками разрушить. Актёры это делают очень здорово, держат ритм, вовремя, точно выходят на свою мизансцену из одной двери в другую. Персонажи меняются, меняется поток информации. Он сложен. Но нашлись зрители, которые всё это с удовольствием просмотрели и с удовольствием оценили. А уж второй акт - то безобразие и хулиганство, которое позволяют себе актёры, в нормальном условном театре невозможно. Потому что есть отрепетированная схема спектакля, разрушить её актёры побояться. Это же подвести партнёра. А мы здесь показываем, как актёры специально разрушают спектакль, получая удовольствие. Я вышел - вы мне аплодируйте! Забыли сардины, а нужно играть с сардинами, мы видим, как через всю сцену ползёт актриса в красных туфлях, в камуфляже стрелка-разведчика - Юля Просянникова. Пьеса не совсем обычна. И у зрителя есть свой наработанный, свой апробированный элемент восприятия - что такое спектакль - Островский, Мольер, и как только мы встречаем неожиданно другое, у нас иногда возникает сопротивление. Ничего страшного".
Актёры в спектакле "Шум за сценой" были мужественны и были готовы, что какая-то часть публики могла бы их не понять. Но когда начался второй акт спектакля, где они проявили все свои дарования, в зрительном зале раздавался не просто смех, а хохот, то актёры считают, что они вышли победителями, были вознаграждены. Я думаю, что этот спектакль - "Шум за сценой", достоин того - есть очень продвинутые фестивали экстравагантных, неожиданных спектаклей, на этом фестивале забайкальский театр выглядел бы очень достойно. Спектакль "Шум за сценой" продолжился шумом на сцене. Режиссёр Ллойд стал артистом Алексеем Зайнчковским, которого поздравляли с бенефисом Александр Калягин, Никита Михалков и Роберт де Ниро. Представители краевого министерства культуры и городского комитета культуры. Студенты театрального отделения Забайкальского училища культуры и коллеги по театру.
Название каждой роли, сыгранной заслуженным артистом России, сопровождалось гимнастическим этюдом или весёлой спортивной картинкой в исполнении друзей-артистов. Как каждый раз покорение новой высоты, взятие новой вершины. "Портрет Дориана Грэя", "Безымянная звезда", "Последняя попытка", "Лес", "Забайкальская кадриль", "Пока она умирала", "Тартюф", "Бинго". Их более ста - ролей главных и эпизодических, в классических пьесах и современных, в иностранных и российских (советских), во взрослых спектаклях и детских. Его герои смешны и трогательны, жестоки и предприимчивы, романтичны и отважны. Но, наверное, нет в его актёрском багаже ролей, которые Алексей Заинчковский сыграл бы вполсилы, не выложившись до конца.
Алексей Владимирович жаден до актёрской работы, до творческой самореализации, на родной сцене, в студенческом театре, как педагог, в литературно-музыкальных проектах, как замечательный мастер художественного слова, как ведущий интересных культурных встреч и презентаций.
Авторы:Елена Князева, Наталья Сергеева, Ольга Пригодина
Источник: Радио России-Чита (20 февраля 2021 года)