Завершились большие гастроли. Недели две назад от нас домой возвратилась труппа Братского драматического театра, а совсем недавно и наши артисты вернулись с поездки по Братской земле. За день до отъезда я успел пообщаться с директором гостившего у нас театра Любовью Кудряшовой (далее - Л.К.) и руководителем литературно-драматической частью Еленой Чайковской (далее - Е.Ч.). В лёгкой располагающей обстановке они поделились со мной своими впечатлениями о Чите и читинских зрителях и работе в «кочевых» условиях. А я, в свою очередь, готов поделиться с вами. По сему, милости прошу к экрану.
Л.К.: Мы знали, что в Чите ремонт театра, и что мы будем выступать на другой площадке – концертной. Нам было интересно взяться за работу на ней и как-то приспособить её, сделать театральной. Мы постарались и, как мне кажется, у нас получилось. И за эту неделю даже в холодном зале стало намного теплее. Зрители сразу нас почувствовали, в них проснулся интерес и некоторые даже ходили на все наши спектакли. Я считаю, что, только посмотрев несколько работ, можно сформировать мнение о театре. Буквально вчера после спектакля «Балаган» к нам подошла женщина, просто преисполненная восторгом. Она сказала, что посмотрела все наши постановки, и что мы «живой театр». Это были те самые заветные слова, которые мы слышим уже на протяжении многих лет. И мы стараемся держать эту планку. Театр у нас, можно сказать, домашний, уютный, и это мы хотим передать эти живые эмоции зрителю.
Е.Ч.: Вчера у нас был спектакль «Балаган». Мы его называем «гимн театру». Он погружает зрителя в закулисье, рассказывает о театральной «кухне» и заканчивается очень проникновенной песней. Во время её весь зал стоял, аплодировал и долго не отпускал наших артистов со сцены. И это стало достойным завершением череды спектаклей для взрослой аудитории.
Л.К.: Что касается отличий между зрителями в Чите и Братске, то они, конечно же, есть. У нас город индустриальный и его нельзя назвать театральным. И нам приходится завоёвывать зрителя, что, в общем-то, получается. Вот буквально перед отъездом мы прочитали в нашей книге отзывов и предложений такую запись: «Я впервые в жизни в театре. Теперь я ваш!». Или вот мужчина писал «Я сегодня прослезился». Прошло две недели, и он написал «Я опять прослезился». Театр – это по-настоящему живой организм, где есть и слёзы, и смех, и радость, и человек только в театре может так отдаться чувствам и пережить катарсис. И своего зрителя мы чувствуем и знаем, а здесь совершенно новая обстановка. Другой зал, сложная эпидемиологическая обстановка и, конечно же, новые для нас люди. Мы с Еленой Львовной смотрели каждый наш спектакль и очень сильно волновались за каждую фразу, подачу актёра – вдруг не услышали или не так поняли. В той же «Панночке» очень много сложного серьёзного текста, в который надо вдумываться, пережить, и тогда спектакль раскроется. Мы, конечно, шли на определённый риск, когда везли «Панночку», но всё прошло хорошо, и мы смогли завоевать зрителя, судя по отзывам.
Е.Ч.: Такая поездка – это огромный вызов для театра, для его творческого потенциала и стимул для дальнейшего движения. Обычно в конце сезона вся труппа устаёт, но на этот раз мы приедем в Братск заряженными и обновлёнными. И с новыми силами мы приступим к работе над постановками.
Л.К.: Вообще, такие вот гастроли просто необходимы для каждого театра. Это и обмен энергией, новые друзья, новые впечатления. К тому же, что сейчас особенно актуально, искусство, наполняя своей энергией как артистов, так и зрителей, не позволяет болезни брать верх. Исцеление души помогает и телу оставаться здоровым. В это непростое время, когда в мире происходят страшные вещи, люди становятся жёстче, словно человечность их покидает. А театр способен дать им пищу для размышления, чтобы добро вернулось в их жизнь.
Е.Ч.: Пусть этого самого добра в жизни людей стало меньше, но спрос на человечность и добрые чувства всё-таки есть. Мы это явно ощутили, когда этой весной после года ограничений мы наконец-то открылись. Перед закрытием у нас уже были проданы все билеты на месяц вперёд. И зрители не сдавали эти билеты, а ждали открытие. И когда оно наконец-то состоялось, в зале всегда был аншлаг, хоть и при допустимой заполненности зала на тот момент всего на 25%.
И за всё это хочется выразить огромную благодарность всем, кто смог организовать нам эти гастроли. Мы понимаем, насколько это ответственная, кропотливая очень сложная работа. И мы надеемся, что проект «Большие гастроли» будет жить и дарить людям искусство театра.
Впереди вас ждёт рассказ о поездке наших артистов в г. Братск. Продолжение следует...
Источник: zab.ru (24 июня 2021 года)
Автор: Михаил Ероманс