Конец мая и начало июня вернули в творческую жизнь забайкальского краевого драматического театра программу «Большие гастроли». В 2020 году из-за пандемии поездки в другие города отменились, хотя театр сумел принять участие в программе онлайн – показать комедию Ж.-Б.Мольера «Тартюф» в постановке Николая Гадомского для максимально широкой аудитории сети интернет. Тогда спектакль посмотрели более 250 тысяч зрителей со всей страны!
В этом году гостей принимали лично, на сценической площадке Дома офицеров – собственное театральное здание всё еще в процессе ремонта и реконструкции. Обменные гастроли Забайкальского и Братского драматических театров стали возможны благодаря «РОСКОНЦЕРТу» и Всероссийскому единому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Коллеги радовались: смогут увидеть спектакли друг друга, график позволяет. Первым в путь отправился Братский театр – с 27 мая по 1 июня. Ответный визит читинцев прошел с 4 по 11 июня.
Братск в Чите
Команда приехавших братчан – 24 человека. Для небольшого городского театра, труппа которого всего 16 артистов, эта поездка стала первой в рамках федеральной программы «Большие гастроли». В Читу привезли пять спектаклей – говорят, что выбирали те, которые лучше всего подойдут к легкому летнему настроению. В итоге гастрольная афиша оказалась гармоничной, разножанровой, отчасти уникальной и в то же время привлекающей известными названиями. Так, комедия положений «Номер 13» и основанная на гоголевском «Вие» «Панночка» встречаются в каждом втором театре страны, но неизменно собирают полные залы. Пьесу «Балаган» ставят сравнительно реже, а вот «В Контакте» и «Что такое этикет» смело можно отнести к уникальным постановкам братского театра.
Еще одна особенность читинских гостей – небольшая и очень молодая труппа. Из 16 артистов всего трое – возрастные. Это обстоятельство требует особого подхода и при определенном умении со временем может стать уникальной и сильной стороной коллектива. Пока же кажется, что именно этот факт стал камнем преткновения в «Панночке», которой открывались гастроли. Создатели (режиссер Валентин Зверовщиков) явно старались нагнать жути на зрителей, подчеркнув свое намерение уже в определении жанра спектакля – макабр. Популярный в средние века сюжет, где Смерть становится главным персонажем, неизбежно ведущим людей в могилу, приобретает в нынешних реалиях новое звучание. Но не в братском спектакле. Если в пьесе Нины Садур к гоголевской мистике добавляется сложный диалог с автором, собственное мироощущение, то в постановке братчан потусторонние силы словно бы сошли с экрана не самого занимательного фильма ужасов. Выбирая истошные крики вместо гнетущей тишины, упрощенные зримые преображения вместо сложных внутренних трансформаций героев и чисто технические повторы взамен спирального развития сюжета, творческая группа спектакля становится заложником штампов, а работа профессионального коллектива ощущается как студенческая зарисовка (и возраст исполнителей здесь дополнительно играет в пользу последнего).
Особенно жаль это осознавать после многообещающего начала спектакля – первые сцены наполнены легкостью исполнения и обращения с материалом. Но когда залихватски танцующий и заигрывающий с залом Фома вдруг на весь оставшийся спектакль застревает в паре состояний – хаотично ползает по сцене и кричит, или, замерев, смотрит в одну точку, - легкость уходит, а на смену ей не приходит ничего содержательного. В таких же однообразных состояниях пребывают больше двух часов и остальные. Каждый новый сюжетный поворот не приносит ничего нового ни в визуальном плане, ни в эмоциональном – и кажется, что движение по замкнутому кругу никогда не прекратится, что плёнку просто заело где-то в самом начале. Плетень, казацкий стол, чубы и шаровары – все это зримо, атмосферно и сделано со вкусом. И тут же совершенно примитивные приемы – стянуть штаны с казака, раскачать Панночку над сценой на ручных ремнях. Будь это иронией или пародией, смотрелось бы иначе. Но молодые артисты очень старательно подходят к своей работе, и это играет с ними злую шутку. Вот и получается вместо мистической истории о вере и борьбе с тьмой незапланированный, а потому и не слишком удачный косплей по Панночке, где Ящерица и Кот в финале просто скидывают костюмы, оказавшись заколдованными девушкой и казаком.
Совсем другая картина в братской версии комедии «Номер 13» по самой известной пьесе Рея Куни. Еще один спектакль, который ставится почти в каждом репертуарном театре страны и массе антрепризных коллективов, нередко меняя название на «Он, она, окно, покойник». Режиссер Сергей Терпугов удачно представил «театр в театре», поэтому экстравагантная горничная из странного эпизодического персонажа превратилась в главную связующую нить между артистами и зрителями – и каждый раз, когда во время своих внезапных и до предела комичных появлений на сцене она обращается к залу, выглядит органично. Распределение ролей в «Номере 13» сыграло спектаклю в плюс – и вот тут энергия и молодой задор артистов позволили достичь желаемого комического эффекта: зрители смеялись, аплодировали, после спектакля выходили из зала в отличном настроении. Известная запутанная история с изменами и псевдотрупом (Телом) в гостиничном люксе в спектакле наполнилась забавными режиссерскими находками, подкрепленными харизматичным актерским исполнением. И хотя идеи создателей явно не исчерпаны, больше всего не использован потенциал трюков Тела. Вот где простор для демонстрации физических возможностей молодого артиста – на поклоне исполнитель роли Тела Игорь Бутин делает с места сальто назад и становится жаль, что весь спектакль он практически пролежал «трупом».
Ещё более забавным спектаклем оказался гимн театру «Балаган» по пьесе Чарльза Мори. Очередной вариант истории о закулисной жизни и самом процессе постановки спектакля (в репертуаре читинского театра эта тема раскрывается в недавней премьере «Шум за сценой»). Вот где самые примитивные приемы становятся уморительно смешными и гармоничными, так как сделаны и исполнены с большой долей самоиронии – реквизит забывают, летучие мыши застревают на полпути к сцене на леске, протянутой из кулисы в кулису, логика повествования то и дело спотыкается о самолюбие актеров и аскетичность сценического оформления. Создателям этого спектакля (режиссер Наталья Корлякова) удалось совместить весь абсурд театрального закулисья с невероятной любовью к театру – оттого лирическая финальная песня о театре действительно звучит как гимн.
А 1 июня братчане поздравили читинских малышей с Днем защиты детей, дважды сыграв интерактивный спектакль-сказку «Что такое этикет?» Валерия Шевченко. Небольшое представление предполагает знакомство детей с основными правилами этикета – это читается в названии, это заявляется в начале спектакля. Три клоуна разыгрывают самые обычные сценки из жизни, чтобы показать, как нужно себя вести, а как не стоит. Только вот уже к середине спектакля увлекшись, они все больше запутывают зрителей и, кажется, путаются и сами - что правильно, а что нет? «Вредные советы» без объяснения их вредности ненароком воспринимаются маленькими зрителями как полезные.
Молодость труппы братского театра стала одновременно и сильной стороной коллектива, и его ограничивающим фактором. Старательность и искреннее желание работать не всегда переходит в необходимую легкость и тем более психологическую глубину образов. Зато физическая подготовка и неограниченность возможностей использовать эти умения существенно расширяет творческий потенциал. Главное, научиться опираться на свои сильные стороны.
Гастроли Братского театра в Чите прошли при заполнении зала наполовину – требования к соблюдению противоэпидемических мер. Но это не помешало почти полутора тысячам читинских зрителей встретить гостей очень тепло – каждый вечер в зале Дома Офицеров подолгу не смолкали аплодисменты.
"Мы были рады встрече с забайкальскими зрителями. Надеемся, что порадовали наших гостей, которые приветствовали и провожали труппу бурными овациями. Хотелось бы вновь посетить ваш город и выступить на сцене обновленного драматического театра», — поделились гости своими впечатлениями.
Чита в Братске
Читинцев в гости к соседям отправилось гораздо больше – 43 человека – повезли большие спектакли, где занята почти вся труппа. Больше оказался и разрешенный процент заполняемости зала – 75%.
В гастрольной афише забайкальского драматического яркие, полюбившиеся зрителям спектакли: трагифарс «Зойкина квартира» М.Булгакова, комедия «Тартюф» Ж.-Б.Мольера, музыкальная комедия «Ханума» В.Константинова и Б.Рацера по пьесе А.Цагарели, комедия «Авантюристки поневоле» А.Коровкина, сказка «Старик Хоттабыч» Л.Лагина, Г.Гладкова, Ю.Энтина. Их смогли увидеть более 2500 зрителей.
Братчане принимали очень тепло, делились искренними положительными отзывами о спектаклях, не раз благодарили артистов овациями:
«Спасибо за шикарную игру и спектакли!»
«Авантюристки поневоле» - зал в слезах от смеха, ребята, какие вы молодцы!
«Была на спектакле «Ханума», осталась в восторге. Сегодня в не меньшем восторге от «Авантюристок поневоле».
«У нас давно не было такой музыкальной постановки, как «Ханума». А народ соскучился по чему-то легкому, изящному, с национальным колоритом. Мне всё нравится – язык жестов, медлительность, сама речь. Такие тонкости подмечены классные. Такая изюминка. Блестяще».
Спектакли читинского театра удалось сыграть не только на главной театральной сцене Братска, но и на площадках Братского района – в Вихоревке, Осиновке, Энергетике.
Кроме того, артисты продолжили добрую традицию – встречаться на футбольном поле в дружеском матче. В этот раз – ничья 6:6! И море положительных эмоций.
Автор: Ксения Раздобреева
Источник: "Культура Забайкалья" №6 (июнь 2021 года)