82-й сезон открыл в середине октября Забайкальский драматический театр и уже порадовал читинцев премьерами, творческими встречами. Открылся сезон новой работой театра по пьесе американского драматурга Ричарда Нэша "Продавец дождя" в постановке режиссёра Александра Штендлера.
Действие спектакля происходит на ранчо фермера Карри (артист Леонид Лехнер). Мало того, что его хозяйство несёт убытки из-за сильной засухи, так ещё не даёт покоя семейная проблема: никак не удаётся выдать замуж строптивую дочь Лиззи (артистка Мария Кобылкина). Всё меняется с появлением некого высокого господина в длинном чёрном плаще и такого же цвета шляпе.
Продавец дождя не только вносит оживление в жизнь маленького городка, в души одних он вселяет надежду на долгожданный ливень, другие обретают веру в себя, в своё личное счастье. На сцене наряду с известными актёрами совсем молодые артисты, и даже пока ещё студенты театрального отделения Забайкальского училища культуры. Они выходят в массовых музыкальных эпизодах, создавая особую атмосферу спектакля. Кстати, постановка танцев в этом спектакле – первая работа нового хореографа театра Андрея Никитина. Для Александра Штендлера "Продавец дождя" второй режиссёрский спектакль в забайкальской драме. Хотя театралы со стажем могут вспомнить артиста Александра Штендлера, который начинал свою карьеру именно в Чите.
– Ощущения от того, как приняли эту работу?
Алексей Заинчковский, исполнитель роли Билла Старбака, заслуженный артист России: "Приняли хорошо. Я не кривлю душой сейчас. Притом второй спектакль прошёл лучше, чем премьера. На премьеру порой приходит зритель, он боится где-то выказать свои эмоции. На втором спектакле зритель был попроще что ли. Мы не можем даже довести сцену до конца – прерывают аплодисменты. Хотя её надо двигать, мы не предполагали, что здесь будут аплодисменты. Мы вынуждены были пережидать, подхватывать после аплодисментов, чтобы не просадить.
- Рядом с вами на сцене очень много новичков – кто-то студенты, кто-то молодые актёры. Конечно, они за вами тянутся, стараются соответствовать. Как это получается?
- Вообще это хорошо, когда молодые актёры, ребята-студенты на одной с тобой сцене стоят, волей-неволей к твоему уровню стараются. Это и есть момент воситания, обучения театру. Я в своё время, когда пришёл, довелось работать Рафаил Жантемирович Аббясов, Владимир Васильевич Кнестиков, Николай Николаевич Забелин… Ты сморишь, ты учишься, ты перенимаешь. Это дорого стоит.
- Пришло время, когда учатся у вас.
- Получается так. Если говорить о спектакле "Продавец дождя", от них очень много зависит. Я говорю: "Ребята, от вашего первого выхода зависит весь спектакль. Сложно будет, если вы не сделаете этого начала, я выйду во втором акте, что я сделаю? Касается и других актёров". В сцене мы с Машей… Очень много от них зависит. Мне после этого спектакля многие написали в Instagram, что благодаря тому, что сходили на этот спектакль, у них есть вера в будущее, они воспряли духом. Я не ожидал. Пишут "спасибо". И это очень приятно".
- Как вам открытие сезона?
- Просто великолепно. Шикарные эмоции. Супер просто. Сама постановка - очень много смысла. Прямо в самое сердце.
- Отдохнули. Вечер провели замечательно. Видно, что студенты, но они учатся, очень стараются.
В спектакле не одна сюжетная линия. Кого-то наверняка затронет тема одиночества и душевной боли, которую переживает полицейский Файр (артист Бато Аюшеев). Но и он совершает шаг навстречу своему счастью. Судьба каждого в его собственных руках, - утверждают создатели премьерной комедии "Продавец дождя".
Второй премьерой нового театрального сезона стала комедия Николая Гоголя "Игроки". Поставил её режиссер Олег Портнягин, создавший недавно на забайкальской сцене яркий музыкальный спектакль "Проделки Ханумы". О премьере поговорим в другой раз, а сейчас рассказ о Хануме, точнее об исполнительнице этой роли, актрисе, создавшей около сотни сценических образов от оленёнка Бэмби и Элизы Дулитл до старухи-процентщицы Достоевского и гоголевской Коробочки. Повод важный. В связи с 30-летием творческой деятельности актриса, которую знают все, заслуженный деятель искусств Читинской области Светлана Сергеевна Алфёрова провела на сцене Дома офицеров свой трёхчасовой бенефис.
В первой части праздничного вечера зрители увидели отрывки из спектаклей Забайкальского драматического театра разных лет с участием Светланы Алфёровой. Интересный ход придумали коллеги актрисы, перевоплотившись в ведущих телепередачи "Модный приговор". Каждый раз обращаясь к её сценическому костюму, они будто включали машину времени и переносили всех в атмосферу того или иного спектакля.
Ведущие "Модного приговора" оценивают следующий наряд - синий стёганый ватник или телогрейка, излюбленная одежда сельских жителей… Режиссёр Николай Березин, "Забайкальская кадриль". Поставлен в 2000 году. Специально, чтобы вновь выйти в этом спектакле на сцену вместе с бенефицианткой в Читу прилетел актёр Брянского драматического театра, Заслуженный артист России Вениамин Алексеевич Прохоров.
Вениамин Прохоров, заслуженный артист России: "Я Светочку помню, когда она пришла. Мария Владимировна Скрябина её привела, и как она росла, росла. Она - мастер. Жаль, что сейчас не дают звания.
- Она доросла до более высокого?
- Конечно. Её отправляли, но наш президент сказал: "Пять народных в год". Естественно Москва, Питер, национальные республики, но ведь здесь - в Забайкалье, во Владивостоке, в Хабаровске есть тоже замечательные артисты, которых любят. Это звание даёт тебе силы, даёт радость. Эта радость естественно будет вылита на зрителей. Я Светочке желаю всего-всего и немножко больше самого хорошего. Я её очень люблю. Я приехал - ребят увидел и у меня такое счастье. Я 30 с лишним лет проработал здесь. Жена моя - здесь мы познакомились и уже 44 года живём вместе. Дети наши здесь родились. У меня всё самое лучшее связано с Забайкальем. Всем забайкальцам - вы - замечательные люди!"
Появилась актриса Светлана Алфёрова и в роли Элизы Дулитл - мюзикл "Моя прекрасная леди" поставил по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион" в 2006 году режиссёр Вячеслав Шляхтов. В роли Доктора Хиггинса - заслуженный артист России Алексей Заинчковский.
Десятилетия играют на одной сцене со Светланой Алфёровой актёры Забайкальского театра драмы Наталья Нижегородцева и Алексей Заинчковский. Знают друг друга, как говорят, до донышка. Понимают и ценят друг друга.
– Какой магнетизм, какой характер, таланты притягивают зрителей и делают её любимой многими?
- Она – талантливая актриса, это бесспорно. Поэтому существует зрительская любовь. Потом у Светланы Сергеевны есть харизма, которая тоже помогает ей на сцене.
- Работать со Светланой Сергеевной – она не белая и пушистая…
- Этот процесс что-то даёт или отнимает?
- Это одна из немногих актрис, которой я очень доверяю. И когда идёт процесс и даже её нет на сцене, я прошу, если в чём-то сомневаюсь, посмотреть со стороны, посоветовать. По темпоритму, строению роли. Я не думаю, что у многих актёров есть такое доверие друг к другу.
- И вы не ждёте от неё дифирамбы… это будет жёстко.
- Ты ждёшь правды.
- Позвать, чтобы человек восхвалял тебя. Зачем? Я звал её на спектакли, где она не была занята.
- И я так же.
- Если ты сомневаешься, что-то не можешь нащупать – позовёшь её и она подскажет, причём точно подскажет.
- Это редкий случай, когда актёр актёру доверяет, чтобы не существовало какой-то ревности. Плюс у неё ещё режиссёрский склад ума.
- Она же заканчивала режиссёрское отделение. Если говорить не о театре забайкальском драматическом, а об "Оранжевом настроении", там она реально открывается как режиссёр. Она двигает, я на вторых ролях. Я могу посоветовать с актёрской точки зрения, а она как режиссёр именно. У нас нет своего помещения и сейчас как бы пауза. Ребята все ждут, готовы. Мы созваниваемся, переписываемся…
- Это одна из актрис театра – многоплановая, разножанровая – музыкальные спектакли, сказки.
- Мне импонирует в ней, что она не боится ни сейчас, ни в молодости, я её знаю 25 лет – она никогда не боялась играть старух. Есть актрисы, которые – рановато, есть же актрисы постарше. А она нет…
- Как называется спектакль, где вы играли вместе? Она играла маму Екатерины Петровны Рябовой.
- "Пока она умирала". Это одна из последних работ. А давайте вспомним "Три сестры".
- "Именины с костылями". Она играла мою бабушку, она старше меня всего на три года.
- Это черта характера.
- Да. Человек не боится. Многие актрисы боятся быть некрасивыми. Но это же не подиум, это театр, совсем другое дело. Это профессия. Наоборот интереснее. Я не люблю играть Деда Мороза, он такой и никакой другой. От этих основ нельзя отойти. А сыграть Кощея – он может быть такой-сякой – гораздо интересней для актёра в профессии.
- Я поддержу Лёшу. Как устаёшь от этих героинь. Серьёзно. Хочется одеться в бабку, подурачиться, что-то сделать такое… Мы тоже ищем, пытаемся быть разной, в себе что-то хочется найти. Светлана Сергеевна любит быть разной, разноплановой, и когда-то красивой.
- Какая её работа каждому из вас интересна?
- Сложно. Она играла "Бэмби". "Палата мальчиков" - её первая роль была, когда она пришла в театр. Очень сильная роль, потому что пьеса сложная. Каждая роль связана с определённым этапом в жизни. Я, Наташа, Света во многих спектаклях… Взять "Последнюю попытку", которую мы 20 лет играли. Меняли только цифры, чтобы как-то оправдать. Она не боится возрастные роли играть, роль второго плана – она никогда не откажется от работы. Старается сделать её так, чтобы это был запоминающе.
Стоит сказать, что несколько раз Светлана Алфёрова становилась лауреатом премии "За лучшую женскую роль сезона" министерства культуры Забайкальского края и регионального отделения Союза театральных деятелей России. Ещё один интересный факт. Около 10 лет читинская детвора получала под Новый год подарок - очередную сказку, которую сочиняли и ставили на сцене театра Наталья Нижегородцева и Светлана Алфёрова. "Загадки забайкальского леса", "Новогодняя тайна Ингоды", "Каменное царство драконов", "Волшебное колечко Снегурочки".
- Наташа, кроме того, что вы – актрисы, вы ещё и сценаристы. Процесс создания сказок в тандеме – не разбежаться посредине…
- Это действительно не так просто этот процесс происходит. Но я больше ни с кем так не могу писать. Мы настолько с ней близки и схожи, так долго вместе… У нас какие-то свои шутки, истории. И ты только "А", она уже "Поняла!" Нам не надо договаривать, объяснять шутку. Настолько жизнь вместе бок о бок! Я бы ни с кем не смогла написать столько сказок.
- У вас разделение – кто-то пишет диалоги? Или процесс единый?
- Это всё вместе. Есть свои нюансы, секретики. Я их не расскажу. Мы всё пишем вместе.
- В человеческом общении как вам?
- Разные бывают жизненные ситуации. Мы дружим. Не только партнёры на сцене. Созваниваемся, встречаемся в отпуске. Совместны проекты у нас есть помимо театра.
- Что твёрдо и точно, если тебе будет плохо, она первая прибежит. Это однозначно.
Специально для своего бенефиса Светлана Алфёрова подготовила вместе с коллегами отрывки из спектаклей, которые пока существуют только в её мечтах. Она прочитала несколько стихотворений русского поэта-символиста Иннокентия Анненского и вышла перед зрителями в образе королевы Англии Елизаветы.
Во второй части своего праздничного вечера Светлана Алфёрова принимала поздравления. Министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович пожелала актрисе "оставаться такой же разной, такой же классной, молодой, интересной, ведь она является для всех эталоном творчества и таланта". Как педагога и наставника, Светлану Сергеевну поздравили студенты Забайкальского училища культуры и артисты любительского театра "Оранжевое настроение", которым она руководит. Между прочим, на Всероссийском фестивале особых театров их спектакль "11 "Я"" с участием детей, имеющих нарушения слуха, вошёл в десятку лучших.
В этот вечер для Светланы Алфёровой звучали искренние слова признательности, добрые пожелания, признания в любви. С экрана в виде шутливых видеороликов, поэтических посвящений и песен от коллег из разных городов страны. Со сцены в виде оригинальных поздравлений от творческих коллективов Читы, где у неё много друзей.
Вот, например, каким было поздравление Забайкальского музыкального театра национальных культур "Забайкальские узоры".
Актриса Светлана Алфёрова в день своего бенефиса прекрасно выглядела - стройная, молодая, красивая, искренняя. С радостью принимала подарки, улыбалась самым неожиданным из них, шутила, пела, весело отплясывала в семейском наряде вместе с артистами фольклорного ансамбля "Читинская слобода".
Олеся Петунина, преподаватель Забайкальского училища культуры: "Светлана Алфёрова - это гордость культуры Забайкальского края. Это яркая личность, это талант. Так много у неё друзей. Насколько она сама многогранна, дружелюбна, яркая на сцене, воплощает все образы, которые она играет, очень полноценно, глубоко, с горящим сердцем. Её выход на сцену всегда очень ярок.
Нам, как представителям Забайкальского краевого училища культуры приятно осознавать, что Светлана Сергеевна является выпускницей нашего училища, это гордость нашего училища. Кроме того, что она является яркой актрисой, она такой же яркий педагог, мастер своего курса. Ребятам, которым посчастливилось побывать в её руках, будет что пронести через свою творческую жизнь. Это человек, у которого есть чему учиться.
Регулярно ходим на спектакли. Во всех спектаклях, где играла Светлана Алфёрова, она нам очень импонирует. Очень интересная игра. Каждый раз она по-своему выражается. Очень интересная талантливая актриса, многоплановая. Например, спектакль "Ханума". Она так своеобразно выразила свою героиню, что интересно смотреть. Интересно театралам, интересно тем, кто приходит в первый раз. Такое обаяние. Она притягивает к себе взгляд зрителей, внимание. Больших ей творческих успехов, любви театралов не только Читы. Наш театр с успехом гастролирует по разным субьектам России. Судя по тому, что экран показывал, её знают не только в Чите, но и в других регионах".
Конечно же, были рядом со Светланой Сергеевной в этот особенный для неё день близкие люди - семья и труппа театра. Было поздравление по линии Союза театральных деятелей России от Александра Калягина. Было известие, что Светлану Алфёрову ждёт творческая командировка в Москву, чему она очень обрадовалась.
Были объятия любимого педагога Марии Владимировны Скрябиной. Были цветы и аплодисменты восторженных зрителей. И вот оно, ответное слово актрисы.
Светлана Алфёрова: "Дорогие мои друзья! Спасибо нашему директору, который настоял, чтобы этот бенефис случился. Большое спасибо коллегам, которые писали, репетировали этот бенефис на коленках, на улице, в коридорах, где угодно. Ребятам, которые сидят на музыке и на свете большое спасибо! И большое спасибо вам за то, что вы здесь! Я выхожу на сцену, я чувствую биение сердца каждого из вас, чувствую вашу энергетику, добро, чувствую ваше "спасибо", которое вы пишите мне в соцсетях, на улице говорите. И я понимаю, что живу не зря. Я очень рада, что вы есть у меня. Любите театр. Ходите в театр. Я вас люблю!"
Зал стоя провожал любимую актрису. Она как всегда оправдала зрительские надежды. Три минуты общения уже за кулисами.
- Какие ощущения?
Светлана Алфёрова: "Я ещё не понимаю, во-первых. Ещё столько эмоций во мне плещет, я не понимаю, что произошло! Мне, наверное, надо сесть, выдохнуть… Я думаю, всё случилось. Это надо, наверное, у зрителей спрашивать, но по моим ощущениям всё случилось. Я сказала всё, что хотела сказать. Я увидела людей, которых люблю. Я получила удовольствие от всех поздравлений. И я просто рада и счастлива. Сегодня в данный момент я счастлива.
- Между той девочкой, которая любила петь, той школьницей, которая занималась в театре "Увлечение" и сегодняшней примой дистанция большая. Этот отрезок времени, он радует, что он был именно таким?
- Да, я ничего не хочу менять в своей жизни. Всё так, как и должно быть. Я надеюсь и верю, что самое лучшее ещё впереди. Я ещё не всё сказала…
- Всегда от актрисы Светланы Алфёровой ждут какого-то открытия – удивит, рассмешит, затронет. Не устаёшь искать всё новые краски?
- Всегда надо учиться. Всегда надо уметь видеть. Видеть людей такими, какие они есть. А люди разные – поведение у них разное, и манеры разные. Всё записывается на маленькую видеокамеру, а потом в нужный момент достаётся и очень сильно пригождается в нашем актёрском труде.
- Есть ещё акая-то грань Светланы Сергеевны, которая пока в тени?
- Покуда мы живы всегда можно найти что-то новое, это верю. Будет новая работа и будет что-то новое. Я в это верю и надеюсь.
- Мы сегодня увидели отрывок из того, что хотелось сыграть.
- Да. "Ваша сестра и пленница" называется пьеса Разумовской. Я сегодня верю, что всё реально. И раз я в это верю, оно должно случиться. У меня по-другому не бывает в жизни.
- Почему такое негласное прозвище – "тяжёлая артиллерия" - у Светланы Алфёровой?
- Меня разозлить – тогда увидите почему. Дай бог, чтобы этого никогда не случилось. Не будите спящую собаку.
- Тем не менее это не мешает быть совершенно другой…
- Конечно. Это включается в крайне редких случаях и касается работы. Я очень люблю свою работу и не могу допустить, чтобы кто-то относился к ней по-другому.
- Театру я желаю, чтобы скорей достроился наш домик и мы туда въехали, потому что очень хочется домой.
- Планы на предстоящий 30-летний отрезок?
- Работать, работать и ещё раз работать! Все мои планы.
Авторы: Елена Князева, Наталья Сергеева, Андрей Сергеев