Министерство культуры Забайкальского края

 

 
Драматический театр Забайкальского края
 
 

"Звёздный приговор" Светланы Алфёровой

Главное праздничное событие театрального октября состоялось – бенефис яркой, не боящейся экспериментов, не ограниченной рамками одного амплуа актрисы Светланы Алфёровой прошел 22 октября на сцене Дома Офицеров.

Бенефис "Звездный приговор" по аналогии с известной телепередачей переворошил сценический гардероб актрисы - а там каких костюмов только не было за 30 лет работы на читинской сцене! Бенефициантка вспомнила знаковые роли из спектаклей разных лет - "Русский секрет", "Забайкальская кадриль", "Последняя попытка", "Моя прекрасная леди". А кроме того - прочла строки Иннокентия Анненского и исполнила свою давнюю творческую мечту – примерила образ английской королевы Елизаветы Первой в отрывке из спектакля, который еще не поставлен вовсе.

В этот вечер поздравления с творческим и личным юбилеями летели со всей страны – из Москвы и Нижнего Новгорода, Иркутска, Калуги, Брянска, Дзержинска, Челябинска, Вологды...

Лично бенефициантку пришли поздравить министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович, директор театра драмы Юрий Пояркин и, конечно, коллеги, студенты театрального отделения училища культуры, артисты психодраматического театра "Оранжевое настроение", театра национальных культур "Забайкальские узоры", фольклорный ансамбль "Читинская слобода", представители училища культуры, директор "Академии здоровья", члены правления регионального отделения СТД и, главное, семья! Звучали теплые слова и пожелания, вручались почетные грамоты (в том числе за подписью председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина) и подарки. Среди них – творческая командировка весной следующего года в Москву на спектакли фестиваля "Золотая маска"!

– Я хочу сказать спасибо директору театра, моим коллегам, и вам за то, что вы здесь, – обратилась в конце вечера к зрителям Светлана Алфёрова. – Я выхожу на сцену, чувствую ваше добро и понимаю, что живу не зря. Я рада, что вы у меня есть. Сделайте сегодня хороший поступок хотя бы одному человеку, и тогда счастливых людей в этом мире станет в два раза больше, а весь наш мир станет немножечко счастливее. Любите театр, ходите в театр, я вас люблю!

Сцене читинского театра Светлана Алфёрова служит 30 лет. За это время сыграла около ста ролей! Удостоена Благодарности президента РФ, неоднократно награждалась Почетными грамотами и Благодарственными письмами министерства культуры России и Забайкальского края, регионального отделения Союза театральных деятелей, становилась лауреатом премии «За лучшую женскую роль сезона».  И каждый раз после спектакля – благодарность зрителей, их аплодисменты и восторженные отзывы.

Последовательно и целенаправленно постигала Светлана Алфёрова мастерство актера, должно быть, поэтому и не терпит халатного отношения к театру: азы получила в читинском культурно-просветительном училище, а шлифовала навыки уже на профессиональной сцене и в филиале Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства (г. Улан-Удэ). Характерная актриса, особенно ей удаются экспрессивные роли с четко выраженной сословной принадлежностью. Умеет быстро переключаться между разными по настроению сценами, создавая необходимый гротеск. Долгие годы одной из самых ярких комических ролей в репертуаре Светланы Алфёровой остается Валентина в спектакле «Забайкальская кадриль» В.Гуркина (реж.Н.Березин). Этот спектакль постоянно включается в гастрольный репертуар театра, с момента премьеры в 2000 году его посмотрели десятки тысяч человек в России и за рубежом. Светлана Алфёрова сделала свою героиню близкой разным зрителям – от мегаполиса до деревни.

Нередко актриса прибегает к яркому гриму и внешним приемам перевоплощения на сцене, чем порой может сбить с толку даже самого заядлого театрала. Не сразу узнается она в роли Коробочки в спектакле «Предприятие «Мёртвые души» - к накладному носу и парику гармонично подобрана и пластика, и интонация – скованные и скрипучие, совсем непохожие на обычную размашистую манеру игры актрисы. Вообще, роли в произведениях по школьной программе – отдельная страница в репертуаре Светланы Алферовой. Ей удается донести до юных зрителей идеи классических литературных текстов, раскрыть образы героев так, что они воспринимаются живыми людьми, оттого становятся понятными и вызывают неподдельные эмоции у школьников в зале. Таковы сейчас её Анна Андреевна в «Ревизоре» или старуха Хлёстова в «Горе от ума».

Да, характерность актрисы определяет ведущее жанровое направление ее работ – преимущественно комедийные спектакли, иногда с некоторым оттенком лирики и иронии. Но есть среди этой череды веселых и экспрессивных ролей ряд не менее ярких драматических образов. Такой была ее Цейтл в драме «Поминальная молитва» Г.Горина, которая раскрыла умение глубоко проникать в образ, отказываясь от внешнего. Психологический театр в лучшем его проявлении – реалистичная интонация, решительность как следствие внутренней борьбы героини, минимальный грим, отсутствие нарочитого комикования и вместе с тем – сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителей. Спектакль «Поминальная молитва» стал одним из самых удачных в репертуаре театра. Выдающейся работой последних лет можно назвать роль Софьи Ивановны в спектакле «Пока она умирала» Н.Птушкиной. Невероятной по проникновенности – бабушку в притче «Я, моя бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе. Здесь актриса чудесно воплотила образ грузинской бабушки, которая проклинает лучше всех на свете и в то же время любит, как никто другой и благословляет в своем сердце.  

Ей подвластен и четкий пластический рисунок (Леди Капулетти в «Джульетта. Метаморфозы любви»), и буффонада (полюбившийся зрителям образ Двойры Крик в «Биндюжнике и короле» А.Журбина), и музыкальный жанр (деловая женщина Кубыркина в «Женитьбе гусара», хитрая справедливая Ханума в одноименном спектакле), и даже черный юмор (Адела в детективном «Цианистом калии… с молоком или без» Х.Мильяна).

Светлана Алфёрова удачно использует опыт прошлых ролей, при этом старается избегать однообразия игры. Умеет создавать глубокие психологические образы,  при этом не отказывается от комедийных приемов. Хорошо вписывается в традиционные жанры, при этом всегда открыта экспериментам. Именно поэтому ее героини запоминаются зрителям – живые, яркие, вызывающие эмоции. И, к слову, не только взрослым зрителям – Светлана Алфёрова часто играет в сказках, нередко и сама их пишет: в соавторстве с актрисой Натальей Нижегородцевой создано уже больше десяти новогодних историй, поставленных не только в Чите, но и в других городах.

Сегодня актрису Светлану Алфёрову знают театралы всей страны – десятки городов объехала она с гастролями читинского драматического. А буквально на днях снова в дорогу – в начале ноября отправится на фестивали, посвященные 200-летию Фёдора Достоевского в Старую Руссу и Омск, где в спектакле «Преступление и наказание» сыграет роль старухи-процентщицы.

 

Для справки: Светлана Алфёрова - один из организаторов и преподаватель театра «Оранжевое настроение» психотерапевтического центра «Кодар» (спектакль театра «11 «Я» с участием детей с нарушениями слуха вошел в десятку победителей на Всероссийском фестивале особых театров «Протеатр», театр принимал участие в московском фестивале «Нить Ариадны»). На протяжении многих лет  преподавала в детской театральной студии «Маска» при краевом драматическом театре, сейчас преподает студентам театрального отделения училища культуры. Неоднократно становилась лауреатом Всероссийского фестиваля театральных капустников «Весёлая коза».

 

Источник: "Культура Забайкалья" №10 (октябрь 2021 г.)

Автор: Ксения Раздобреева

Фото - Евгений Галуза

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика