Министерство культуры Забайкальского края

 

 
Драматический театр Забайкальского края
 
 

Радио России-Чита о Победе актёров Забайкальского драмтеатра на международном фестивале "Достоевский. Омск"

В новом выпуске авторской программы Елены Князевой "Грани" - об участии спектакля "Преступление и наказание" в тематических фестивалях и премьере этой осени в забайкальском драматическом - спектакле "Игроки".

Думаю, всем хорошо известно, что уходящий 2021 год в мировой литературе отмечен, как Год 200-летия со дня рождения русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Ещё весной, когда режиссёр Олег Пермяков поставил с труппой Забайкальского театра драмы сцены из романа Достоевского "Преступление и наказание" возникла идея - отправить новую работу на международные театральные фестивали, посвящённые юбилейной дате. Организаторы заявки приняли и в итоге пригласили читинцев принять участие в фестивальных мероприятиях. Сначала была Новгородская область. Международный театральный фестиваль Ф.М. Достоевского зародился здесь почти 30 лет назад и является одним из старейших, посвящённых одному автору. Наш театр показал "Преступление и наказание в городе Старая Русса", где Фёдор Михайлович завершил свой роман "Бесы", где родился его младший сын и где сегодня в двухэтажном доме семьи Достоевских располагается музей писателя. 28 спектаклей участвовали в фестивале. Наряду с театрами из Финляндии, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Иванова, Республики Татарстан и других регионов забайкальские артисты достойно представили свою работу по одному из самых известных романов классика. Прямые трансляции фестивальных постановок шли в кинотеатрах Новгородской области и социальных сетях, собрав более 200 тысяч зрителей. Следующим городом, где ждали забайкальский театр драмы, был Омск. Этот город тоже, конечно же, связан с именем автора "Братьев Карамазовых", "Идиота", "Преступления и наказания". Осуждённый за участие в демократическом кружке Петрашевского, Фёдор Достоевский провёл в Омском каторжном остроге четыре года. На первом международном фестивале "Достоевский. Омск" спектакль самых дальних его участников был показан дважды на сцене театра "Галёрка". Зрители выражали свои эмоции долгими аплодисментами и криками "браво!", а коллеги высоко оценили театральные работы артистов из Читы. В номинации "Лучшая мужская роль второго плана" сразу две награды. Их получили заслуженный деятель искусств Забайкальского края Алексей Карташов за роль Лужина и артист Леонид Лехнер, который сыграл в спектакле роль Мармеладова. Разговор за кулисами. Мои собеседники - артисты Забайкальского театра драмы Алексей Карташов и Леонид Лехнер, чьи роли были признаны лучшими в своей номинации на первом международном фестивале "Достоевский. Омск".

- Надо сказать, что мы редко выезжаем на такого рода мероприятия, и конечно, для нас это был большой такой подарок, сюрприз... Мы до конца не верили, что отправимся на два фестиваля, но всё случилось. Мы, конечно, намучились, потому что больше ездили, летали на самолётах, ездили на автобусах. Но конечно, впечатлений очень много и для нас это большой подарок, тем более, что мы не избалованы вниманием критиков. Для нас это была полная неожиданность, приятная. Мы склонны как-то занижать все наши достоинства. Очень приятно, что нашёлся отклик - такую большую оценку нам сделали. И в Руссе Старой нас хорошо смотрели, много тёплых слов сказали. Ну и в Омске было просто грандиозно - такую оценку мы представить не могли.
- Вам больше двух лет приходится играть на приспособленной сцене дома. Как игралось там?
- Мы поехали туда без своих декораций. Приехал режиссёр заранее, он собирал декорации, похожие на наши. Конечно, всё было по-разному - и в Руссе, и в Омске были два разных спектакля, потому что декорации были разные, собранные из чего было. Но в итоге всё получилось
- Мы уже абсолютно не думали - оценят нас, не оценят, потому что нужно было сыграть, причём с колёс всё делалось. И там, и там были репетиции сначала. Мы поехали без осветителя своего, поэтому были репетиции для осветителей. Мы были озабочены, чтобы просто сыграть.
- У нас лучший Лужин, лучший Мармеладов. Удалось посмотреть, кто лучший Раскольников? Чьи-то работы удалось посмотреть?
- Очень мало. Мы посмотрели всего два спектакля. Думаю, это от бедности и от ковидной истории, потому что один коллектив приезжал, другой уезжал. Один спектакль удалось в Руссе посмотреть по "Бедным людям" - Усть-Илимский театр, а в Омске "Братья Карамазовы". И тот, и другой спектакль своеобразны. Роман передать театральными средствами очень сложно, там очень много действующих лиц. И это напоминало больше сцены из романа. В "Галёрке" молодые все актёры, конечно были какие-то огрехи, но это всё списывается на волнение.
- Но самое главное - мы пообщались с артистами, нас пригласили чай пить и просто разговаривали, как со знакомыми: ну, как у вас, что ставите, какие у вас на новый год спектакли? Они нам сказали, что у них реконструкция была 13 лет! Это в Омске, театр "Галёрка".
- Мы приехали в новый абсолютно театр с иголочки.
- Мы были первые гастролёры в этом театре. Но сделали его, конечно, от и до - очень уютно, очень красиво. Люди приятные, приняли нас хорошо. Само общение с другими артистами - это здорово!
- Напросились к нам на гастроли. Или мы к ним.
- Одну работу увидели, захотелось увидеть ещё. Хотелось, чтоб и мы встретили их в новом здании, не знаю.
- Они вас не напугали, что 13 лет ждали.
- Немножко мы задумались, конечно. Думаю, нам не грозит.
- Финиш уже близко.
- Фестиваль - это в большей степени общение, неформальные встречи… Мы за вас очень рады.
- Спасибо.

Хочу добавить, что оба актёра заняты в недавнем премьерном спектакле театра - "Игроки" по произведению другого русского классика Николая Гоголя. Режиссёр постановки вновь Олег Портнягин из Москвы, это его вторая работа с труппой нашего театра, после музыкального спектакля "Ханума". Актёрский ансамбль в "Игроках" абсолютно мужской, если не считать молчаливую Аделаиду Ивановну, изящно танцующую на игральном столике. Дела давно минувших дней - такая ремарка стоит рядом с названием спектакля "Игроки". Но уверена - каждый, кто возьмёт и перечитает Гоголя или посмотрит новый спектакль Забайкальского драматического театра, воскликнет: "И сейчас то же самое! Мошенников хоть пруд пруди!"

Продолжение разговора с Алексеем Карташовым и Леонидом Лехнером. - Это потрясающее шоу плутов, мошенников, других действующих лиц нет. Каждый яркий, каждый сохраняет какую-то тайну, до конца перед зрителем не раскрывается.
- Вы знаете мы попали в одинаковую историю с "Преступлением и наказанием" и с "Игроками", потому что когда мы узнали, что над этим будем работать, был немой вопрос - а зачем так глубоко в историю? Нам показалось, что это несовременная история. Но когда мы начали работать, нам показалось, что это настолько про наше время, настолько узнаваемы все действующие лица. Это надо отдать должное режиссёрам, потому что они так выстроили само действие. И в процессе работы у нас просто открывались глаза - ничего в этом мире не меняется.
- Очень много моментов - динамика, музыка, движение и та правда, которая была в России, когда писал Гоголь и о чём говорят… Где-то вы немножко хулиганили по тексту.
- Мы пытались максимально осовременить.
- Знаете, хулиганил режиссёр, это его все придумки - с "Ревизора" небольшой моноложик, про Нерчинск - это всё он внёс. Все ходы записаны.
- Он готовился тоже серьёзно.
- Алексей, у меня впечатление, вы так своего героя подаёте, что сами в душе игрок.
- Ну да, я же артист!
- Каждый день играет.
- Эти мошенники, которые сейчас существуют - это тоже артисты. Они же так ловко. И каждый день мы видим эти сообщения - в Чите обманули на 2,5 миллиона, на 1,5 миллиона. Эти люди тоже великолепные артисты.
- Им опять веришь.
- Они манипулируют ловко людьми, зарабатывают. Артисты, что сделаешь. Мы на это не пойдём.
- Он его с нуля начал делать.
- Он где-то его ставил?
- Нет. Мы всё делали с нуля. Он сказал, что и благодаря артистам это состоялось. Он уж нас хвалил-хвалил, что нам уже неудобно стало.
- Сначала история показалась очень скучная и банальная, что там - обманщика обманули. Но когда он стал выстраивать, когда появилась музыка - удачный момент, когда игра в карты была передана в танце, в движении, конечно, завораживающее зрелище.
- Вывод - на каждого плута найдётся свой плут…
- Переплутует.

 

Слушать передачу по ссылке

 

Авторы: Елена Князева, Наталья Сергеева, Андрей Сергеев

Источник: "Радио России-Чита"  ("Грани" от 06 декабря 2021 года)

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика