Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

АРТЁМ ДЕКИН: «Я ВСЕГДА НАЧИНАЮ С НУЛЯ…»

Гость рубрики «НАШИ-театральные» — главный художник Забайкальского краевого драматического театра Артем Декин.

«Настоящим двигателем прогресса для творческого человека всегда являются его терзания и сомнения в процессе создания работы. Конечно же, в том случае, когда итогом этих самых сомнений становится достойный результат. Если же ты уверовал в свою уникальность, исключительность и совершенство, ты умер как человек искусства», — считает очередной гость рубрики «НАШИ-театральные» главный художник Забайкальского краевого драматического театра Артём Декин.

В процессе создания любого спектакля художник-постановщик становится одним из главных помощников режиссёра, поскольку от него в немалой степени зависит то, как сложатся образы от той или иной постановки в сознании зрителя. Степень этого взаимодействия во многом определяет целостность и, чаще всего, успех спектакля.

Оформить спектакль под силу далеко не каждому художнику, здесь, помимо способностей в рисовании, требуется немало иных навыков и талантов.

— Своеобразным стартом любой моей работы является обсуждение с режиссёром его идеи, и хорошо, если в этом случае удаётся сразу найти общую канву понимания сюжета и концепции сценографии, — рассказывает Артём Декин. — Именно так происходит у нас с Александром Штендлером, приглашённым московским режиссёром, который в девяностые работал в нашем театре. Сейчас мы занимаемся постановкой спектакля «Завтра была война», премьера которого намечается на 12 марта. Я очень многому учусь у этого талантливого режиссёра.

Как признаётся сам художник, в театральном деле его увлекает стиль минимализма, когда при возможно малом количестве декораций появляется простор для игры актёров — основных участников действа. Он уверен, что продуманная концепция сценографии всегда помогает им проявить своё мастерство на сцене:

— Ведь декорация – это не основное, главное — игра актёров. Считаю, скудные на первый взгляд декорации создают простор для самовыражения, талантливый актёр выигрышно заполнит это место собой. На сцене не должно быть ни одного постороннего предмета. Помните, по Чехову: «Если в начале пьесы на стене висит ружьё…». А вообще, подготовка любого спектакля сродни созданию целого мира — «увидел-придумал-начертил». В идеале этот мир призван способствовать тому, чтобы публика, пришедшая на спектакль, перестала быть просто публикой и стала ЗРИТЕЛЕМ. Как ни странно, этот самый минимализм в декорациях завораживающе действует на зрителя и позволяет в полной мере прочувствовать игру актёров.

«Вариантов с выбором профессии не было…»

Воздействие рисунка на сознание Артём ощутил ещё в детстве, когда, несмотря на недостаток настоящих друзей, его товарищами становились и нарисованные им персонажи, наедине с которыми мальчик проживал какую-то другую, придуманную, жизнь. «Наверное, уже тогда я был театралом», — смеётся он. Главным же увлечением маленького Артёма были книги. Он вспоминает:

— Зима. Дом деда. За окном снег. Потрескивает дровами печь. И вот он — торжественный и долгожданный момент, когда дедушка, пыхтя, заходит в избу, впуская впереди себя клубы морозного тумана, и вручает мне очередную купленную им книжку издательства «Детская литература» (я и сейчас могу без труда назвать многие из них). Повинуясь какой-то внутренней силе, я сразу нюхаю её, ощущаю этот ни с чем не сравнимый запах типографской краски, а потом уже читаю названия — «Говорящий Воронок», «Челюскинцы». А какие шикарные иллюстрации были в наших детских книгах… Сейчас такого нет. Может быть, это и стало тем стимулом, который подтолкнул меня к совершенствованию умений рисования. Когда же я закончил школу, вариантов с выбором профессии уже не было — буду художником.

И он им стал. Хотя в разговоре признаётся, что таковым себя может назвать лишь с оговоркой, поскольку«…настоящий мастер должен жить в мастерской и заниматься абсолютно творчеством. Моя же профессия — тоже творчество, но в театре оно регламентировано довольно жёсткими рамками — режиссёр, финансы, актёры».

На самом деле, Артём скромничает. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на иллюстрации к книгам наших забайкальских авторов, среди которых «Четырёхэтажная тайга» Георгия Граубина, «Трубка снайпера» Сергей Зарубина, а также произведения Михаила Вишнякова, Александра Гордеева. Автором первой книги, которую он оформил, стал забайкальский писатель Олег Димов. Артём является художником-оформителем более шестидесяти книг. Среди достижений Декина и признание его лучшим книжным графиком Забайкалья.

— Когда ты делаешь иллюстрации для книги, ты понимаешь, что ты не главный, ведущая идея всегда остаётся за автором, поэтому очень важно уловить именно его обращение к читателю. Художник же просто озвучивает картинку, — говорит он.

На живописно-педагогическом отделении Забайкальского музыкального училища его тогда заметила Наталья Ивановна Зотова, разглядевшая в скромном студенте талант художника-графика.

— Благодаря Наталье Ивановне, дай Бог ей здоровья, я открыл для себя тушь и перо, — рассказывает Артём. — Тот мощнейший заряд энергии, который мы получили во времена студенчества, не сравнить ни с чем. Мы с однокурсниками буквально находились в каком-то коконе творчества, постоянно что-то создавали. Более творчески насыщенного периода у меня не было. Наверное, это молодость… Очень благодарен тому времени: именно тогда я внутренне понял, что рисование — это моё.

Тогда же Артём открыл для себя и театр и, по его словам, обнаружил, что это что-то живое и достойное уважения.

— Хотя я проработал там недолго, мир театра просто поглотил меня, я был восхищён Николаем Березиным, работавшим тогда художественным руководителем, — признаётся он. — Однако вскоре, как это часто бывает в молодости, меня позвало что-то другое, и я ушёл. Как оказалось, чтобы потом опять вернуться. Спасибо за это Юрию Ивановичу (Пояркину — авт.).

Как возникают сюжеты

Замечено, что многих творческих людей тяготит необходимость заниматься одним и тем же делом, их мозг стремится к разнообразию. Вот и наш герой время от времени пробует себя на литературном поприще:

— Если я долго не рисую, в моей голове начинают возникать сюжеты рассказов или строки стихов. Не помню, как это вышло, но в какой-то момент я открыл для себя, что могу писать. Стараюсь не лезть на глаза со своим творчеством, просто знаю, что оно у меня есть.

Оказывается, вовсе не обязательно лезть на глаза, чтобы получить заслуженную награду. Недавно Артём Декин победил в номинации «Фэнтези» Межрегионального литературного конкурса в Улан-Удэ со своим рассказом «Корова-вертолёт», его работы были опубликованы в альманахе «Рассказки», а также литературном журнале «Слово Забайкалья».

— Бывает, проснёшься среди ночи, и тебе как «вкатит» какая-нибудь идея в том или ином выражении, после которой принимаешься писать или рисовать. Мне самому до конца не понятно, как это происходит. Просто в какой-то момент сюжет зарождается в тебе, и ты начинаешь мучиться и думать, как его реализовать. Ты сконцентрирован на идее, отключаешься от окружающего мира и погружаешься в процесс. В итоге кому-то что-то не договариваешь, что порою приводит к недопониманию с окружающими. Ты полностью погружаешься в этот захватывающий процесс и сам себе задаёшь вопросы: «А что, если сделать так?», «Почему бы не попробовать?», — признаётся художник.

По словам Артёма, такие внутренние терзания порою приводят к тому, что хочется сломать установленные нормы и бросить некий вызов закоренелым стандартам:

— Мне очень импонирует приём, когда режиссёр ставит классику в современном формате. Уверен, что классика всегда жива, вне зависимости от времени. В этом отношении показателен спектакль «Горе от ума» в постановке Алексея Тебенькова, где герои пьесы одеты по-современному, и только их внутренний мир и пороки, о которых говорил Александр Грибоедов, остаются прежними. Подрастающему поколению гораздо легче понять такой спектакль.

По сценарию Артёма в драмтеатре поставлено театрализованное представление «Я люблю тебя, Чита!». Есть у Декина и опыт работы в кино — он является художником-постановщиком фильма «Солнцем поцелованные» режиссёра Николая Гадомского по произведению забайкальской писательницы Елены Чубенко.

«Учиться нужно всю жизнь…»

Чем бы ни занимался Артём Декин, главным он считает необходимость самосовершенствования:

— Любому делу нужно учиться всю свою жизнь. Писатель, как и художник, не может, как говорится, звезду во лбу иметь, не выходя из своей мастерской. Думаю, неуверенность в своих силах — нормальное состояние для любого творческого человека. Тогда есть куда стремиться. Пошла гордыня, сдувание пылинок с себя, любимого, культивирование своей значимости — и талант умирает. Даже если есть успех и признание публики. Ведь всё это относительно. Может быть, это своеобразная гордыня наоборот, но я до сих пор не уверен ни в своих картинах, ни в рисунках, ни в литературном творчестве. Каждую работу я буквально начинаю с нуля, поначалу действительно не знаю, что делать. Постепенно же из этого «не знаю» что-то растёт, вырисовывается, что логически приводит к какому-то результату. Теперь я уже с уверенностью могу сказать, что если есть сомнения, то ты на верном пути. Также важно понимать и ценить талант других — это всегда даёт толчок для собственного творчества. В то же время, без уважения к себе и своему таланту не обойтись, и если кто-то начинает нарушать твои внутренние границы, то стоит включить самозащиту. Всегда должно быть место для свободы и самовыражения.

Не ставить жизнь «на паузу»

Долгое время Артём Декин сомневался и ещё в одном своём увлечении — изготовлении оловянной миниатюры. Теперь, когда его работы получили заслуженное признание, он полон идей и планов. Не так давно художник задумал совместный проект с издательством «Детская литература» по изготовлению оловянных фигурок по иллюстрациям художников Советского Союза к детским книгам. В его коллекции серии миниатюр, посвящённые героям-забайкальцам, достопримечательностям нашего края, животному миру.

— Планирую сделать серию из 13-15 фигурок, посвящённую казакам-первопроходцам, диораму «Декабристы в Читинском остроге», — делится он планами на будущее.

Работы мастера со временем приобретают заслуженную популярность, поступают и заказы. Артём признаётся, что, кроме простора для фантазии, в этом деле нужны ещё и финансовые вливания, а с этим в наше непростое время, к сожалению, бывают перебои:

— Свои картины я часто не продаю, а просто дарю. Хотя для меня, как и для любого человека, конечно же, важна востребованность. Хочется строить планы на будущее, хочется, чтобы поскорее открылся наш театр…

Вот такой он, Артём Декин. Его стремление реализовать своё видение мира в творчестве, непрерывно искать новые формы самовыражения, а не мыслить штампами позволяют ему быть активным, верным себе и не ставить жизнь «на паузу».

 

Источник: "Читинское обозрение" №8 (23 февраля 2022)

Автор: Екатерина Скороход

Добавить комментарий