Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

АЛЕКСЕЙ КАРТАШОВ: НЕ ЖДАТЬ ЗА ДОБРО СИЮМИНУТНЫХ ДИВИДЕНДОВ

«Делай добро и бросай его в воду» — эта незатейливая фраза из знаменитого советского мультфильма когда-то пришлась ему по нраву, в ней он узрел глубокую жизненную философию. Гостем нашей постоянной рубрики «НАШИ-театральные» сегодня стал актёр Забайкальского драматического театра, заслуженный деятель искусств Забайкальского края Алексей Карташов.

В Забайкальский драматический Алексей попал прямо со студенческой скамьи, и, по его признанию, театральная жизнь моментально закружила его в водовороте событий, эмоций и бесконечного движения.

— Помню даже дату своего поступления в театр — 1 июля 2000 года. Незадолго до этого легенда нашего театра Николай Березин пришёл в училище культуры, чтобы подобрать на роли нескольких студентов, в числе которых, по счастливому стечению обстоятельств, оказался и я. Уже с самого начала меня подхватил этот творческий вихрь театральных событий — вводы в спектакли, гастроли — Брест, Минск. Я буквально ходил с открытым ртом, наслаждался общением с замечательными актёрами, старался учиться у них, впитывая всё, как губка. Вениамин Прохоров, Олег Аббясов, Николай Чемезов, Сергей Юлин. У последнего я учусь до сих пор. Помню, «Утиную охоту» я пересмотрел бесчисленное количество раз, не переставая восхищаться игрой Николая Березина. Это было безумное время — эмоции просто зашкаливали, — вспоминает актёр. — Однако через несколько лет для театра настали трудные времена — менялось руководство, приходили режиссёры, которые ставили не понятные для меня спектакли, появились финансовые трудности, и я всерьёз стал задумываться о том, чтобы сменить место работы. Сейчас я анализирую, что удержало меня тогда от этого шага. Наверное, какие-то высшие силы хотели, чтобы я выполнял эту миссию. Убеждён, что всякий раз, когда в жизни наступает такой «корявый» период, нужно находить в себе терпение и силы, чтобы его пережить. Значит, для чего-то он тебе послан.

«Направить энергию в зал…»

Импульсивный и энергичный характер Алексея, по его словам, с годами сгладился, пришёл опыт, который сейчас уже позволяет смотреть на многие вещи по-другому:

— Если раньше борьба, как мне казалось, за справедливость выходила для меня на первый план, то сейчас я всё чаще готов принять точку зрения другого человека, пусть даже она будет диаметрально противоположной моей. Пусть не полностью согласиться, но рассмотреть возможные варианты. Понятно, что все мы разные, и необходимо позволять другому человеку быть самим собой, не нарушая его личного пространства. Пускай даже тебе этот индивид и не симпатизирует. Существует теория, что, если ты видишь в другом те или иные недостатки, то они — не что иное, как отражение твоих собственных. Так что, если человек, как говорится, не соответствует твоим вибрациям, оставь его в покое и позволь ему совершать собственные движения в этой вселенской кутерьме.

Наверное, профессия актёра, как никакая другая, завязана на принципе передачи эмоций и движений души. Согласно Станиславскому, существует прямая связь между эмоциями актёра и ощущениями зрителя, своего рода энергетический пинг-понг, который и создаёт неповторимую атмосферу театра. Алексей убеждён, что, если артист на сцене вкладывает положительный заряд в то, что делает, он неизбежно получит ответ из зала. Пускай даже по сюжету он выступает в роли негодяя — в этом случае происходит игра на контрасте, которая также помогает зрителю сформировать общую картину, разграничить добро и зло:

— Для меня, как для актёра, важно раскачать свою эмоциональную энергию и направить её в зал, а потом ждать ответа. Обилие негативной информации вокруг нас неизбежно порождает злобу. Плохая информационная энергия не уходит в никуда, она обязательно рано или поздно выплеснется.

Весь этот спектр эмоций складывается в голове актёра в тот момент, когда он репетирует роль, шаг за шагом продумывает все детали её построения. Карташов называет это фокусировкой внимания, которая и позволяет в итоге воссоздать целостную картину того, что ты должен делать на сцене. По словам героя, эти идеи поступают откуда-то из бесконечного информационного поля, которое находится вокруг тебя.

— В училище мы много занимались с Даримой Владимировной Халматовой, нашим педагогом по речи, которая учила нас азам этого искусства, повторяя, что доля неудовлетворённости, ощущение того, что где-то, как говорится, не дотянул, должна иметь место в каждой твоей работе. Это заставляет тебя работать над собой, реализовывать те или иные творческие находки. Понятно, что невозможно постоянно двигаться на высоких оборотах, порой приходится сглаживать какие-то углы.

«Ощущения, поверьте, жуткие…»

Как-то так повелось, что Алексею Карташову часто достаются роли первого плана. Сам он вот что говорит по этому поводу:

— Чем хороша главная роль — она выстраивается в твоём сознании вся, от начала и до конца спектакля. Ты выходишь на сцену и почти не замечаешь, когда наступает финал действа. Ты просто существуешь на сцене, бегаешь, летаешь… Когда же у тебя, к примеру, через тридцать минут выход, время как будто переходит в какое-то другое измерение, по твоим ощущениям оно тянется очень медленно. Ты ждёшь своего выхода: «Что же они сегодня так долго играют?».

По уровню эмоциональной отдачи роли, безусловно, тоже отличаются. Карташов вспоминает свою роль в спектакле «Федя Питунин застрелился» по пьесе драматурга Николая Эрдмана «Самоубийца». Он сыграл в постановке главного героя Семёна Семёновича Подсекальникова, который в финале заканчивает жизнь самоубийством.

— Во-первых, мне приходилось проживать все мысли героя, который хочет добровольно уйти из жизни, все его терзания. Но самое страшное, когда в финале мне приходилось лежать «мёртвому» в гробу в окружении моих коллег-актёров. Ты лежишь и невольно вспоминаешь моменты, когда тебе приходилось стоять возле гроба наших уважаемых коллег-актёров, прощание с которыми проходило на сцене театра. Ощущения, уверяю вас, жуткие. Очень тяжело в психологическом плане, — рассказывает он.

«Свой театр не отдадим…»

Хотя роли, которые приходилось играть Карташову, разноплановые, как признаётся сам актёр, ему больше по душе комедийные. А ещё, несмотря на свою молодость, он был и остаётся поклонником театра классического. Алексея Карташова в роли Кудряша из «Грозы» Александра Островского зритель сможет увидеть уже скоро — премьера спектакля состоится 15, 26 марта и 6 апреля. Режиссёром-постановщиком и автором сценографии стал Олег Пермяков, специально приглашённый из Барнаула. Бережно относясь к тексту Александра Островского, которого принято считать создателем русского национального театра, режиссёр предлагает свой оригинальный взгляд и на героев, и на время, и на отношения.

— Олег Рэмович — очень опытный, неравнодушный и неординарный режиссёр, ему нужно копаться в первопричинах поступков героев, людской психологии. Он относится ещё к поколению режиссёров старой театральной школы, следующему принципам системы Станиславского, признанной во всём мире. Для нашего театра она также является бесспорной основой, построенной на традициях русского театра, которая, безусловно, занимает свою нишу в искусстве. И мы не собираемся отдавать современному театру свой русский дух и свою русскую причастность. Для нас суть постановок в приоритете над вопросами массовости. Люди, преданные нашему театру, будут приходить к нам. Быть может, классический театр и не рассчитан на массового зрителя, но, как говорится: «Поп-музыкант играет три аккорда для тысяч зрителей, а джаз-музыкант играет тысячи аккордов для трёх зрителей», — рассуждает актёр.

Классику Алексей Карташов предпочитает и в кинематографе, восхищаясь игрой советских актёров, у которых, по его словам, можно многому поучиться. Как говорится, советские фильмы год от года становятся всё лучше и лучше. Свою «копилку» актёрских приёмов Карташов пополняет и в реальной жизни, цепко подмечая моменты, которые можно потом использовать на сцене:

— Можно сказать, что люди нашей профессии занимаются человековедением — невольно копируя потом на сцене когда-то подмеченные ими особенности окружающих. Кто-то забавно ходит, говорит, смеётся, заикается — все эти моменты пополняют твой актёрский опыт.

«Репликоз» и планы на будущее

Трудно не согласиться с тем, что актёр — профессия особая, сочетающая в себе тяжёлый труд и праздник. Артист зачастую балансирует на грани между реальностью и другим миром, проживаемым им на сцене. Этот факт породил шуточное название диагноза, который можно поставить всем актёрам, — «репликоз», когда они начинают говорить репликами из спектакля.

— Случается, что, когда собеседник говорит какую-то фразу, ты автоматически отвечаешь ему репликой из спектакля, вызывая немалое удивление. В среде артистов, как говорится, в нашем закутке, нас это нисколько не смущает. Я же могу без последствий допустить подобную оплошность и дома, поскольку моя жена тоже актриса, а дети плотно приобщены к этому процессу и всё понимают, — смеётся Алексей.

Объединяет супругов и любовь к активному отдыху — лыжи, горки, санки и другой экстрим. Поддерживать себя в отличной физической форме Алексею помогают и силовые упражнения, которые он старается выполнять регулярно, несмотря на занятость. Дружит Карташов и с гитарой, чем активно пользуются режиссёры театра. В 2016 году актёр организовывал творческий вечер «Творческие миры актёра Алексея Карташова», где звучали песни, монологи и стихи.

На вопрос о том, последует ли продолжение, Алексей с улыбкой отвечает: «А почему бы и нет? Вот справим новоселье в обновлённом театре, осмотримся, освоимся и будем строить планы. Как-никак мы должны будем соответствовать новой обстановке, и у нас всё для этого есть — слаженный коллектив, замечательный директор и, конечно же, заряд энтузиазма».

По убеждению Алексея Карташова, каждому из нас предначертан свой путь, за который мы должны сделать как можно больше полезного и светлого, что-то максимально успеть.

— Когда-то Александр Абдулов сказал в точку: «Длину жизни человека отмеряет Бог, а ширину жизни человек определяет сам». Действительно, каждый из нас сам пишет страницы своей жизненной книги и неизбежно получает за это воздаяние — и за хорошее, и за плохое. Добро всегда возвращается добром — это незыблемый закон мироздания. Главное, быть последовательным, терпеливым, чувствовать в себе искру Божью и не ждать от своих хороших поступков сиюминутных дивидендов.

 

Автор: Екатерина Скороход

Источник: "Читинское обозрение" №10 (1702) // 09.03.2022 г.

Добавить комментарий