Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

Театральные премьеры в постановке приглашенных в Забайкалье режиссеров

Сегодня мы расскажем о двух театральных премьерах, которые объединяет тот факт, что оба спектакля поставлены приглашёнными режиссёрами. Первой новой постановкой 2019 года в Забайкальском драматическом театре стала комедия "Браво, Лауренсия!" по пьесе современного драматурга Надежды Птушкиной. Поставил спектакль режиссёр из города Белгорода Владимир Бородин, сценография и костюмы - художника Ольги Бородиной. Этот творческий тандем уже осуществил в прошлом сезоне на сцене театра драмы музыкальную постановку "Женитьба гусара". И вот - новая работа Бородиных. На этот раз спектакль не такой массовый и продолжительный, но тоже лёгкий, весёлый, непредсказуемый, с розгрышами и интересными придумками.

- Владимир Григорьевич, вы - театральный режиссёр, ставите спектакли во многих городах России, и, наверное, ваш режиссёрский почерк знаком во многих театрах...
- Я закончил ГИТИС у великого русского режиссёра Бориса Равенских. Я работал во многих театрах России, но поскольку Равенских - это обязательно музыка, гармошка, танец, у меня тяга к музыкальным спектаклям. Был главным режиссёром театра оперетты закрытого Красноярска, закрытый Свердловск. За спектакль "Ах, высший свет" ("Мещанин во дворянстве") с музыкой Гладкова на "Золотой маске" получили диплом. Потом пришло время, когда решил - буду разъездным режиссёром. Мы друг друга знаем, а в музыкальном мире особенно. Один мой спектакль идёт в академическом Свердловском театре музыкальной комедии, страшно сказать, 19 лет. И я стал режиссёром, которого приглашают на ту или иную постановку, тем более у меня жена - художник, мы сочиняем всё это вместе. В Караганде поставили три спектакля, в Донецке был один спектакль, а всё остальное - по России. В Петропавловске-Камчатском я поставил 13 спектаклей. Театр - это не принудиловка, это любовь, радость, а иначе нет смысла заниматься театром.

В 2015 году, когда в Белгороде собирали гуманитарную помощь для жителей Донецка и Луганска, Владимир и Ольга Бородины тоже передали организаторам акции продукты, предметы гигиены. Но решили, что этого мало. Связались с художественным руководителем донецкого театра и заявили, что готовы бесплатно поставить у них спектакль. Владимир Бородин специально съездил в Ростов, где гастролировал донецкий театр, чтобы познакомиться с труппой и её возможностями. В итоге Бородины поставили музыкальный спектакль "Ханума", который и сегодня в репертуаре Донецкого академического музыкально-драматического театра.

- Что для вас важно, когда берётесь за работу в другом городе?
- Мы в Чите в прошлом году поставили "Женитьбу гусара". Главное было - увидеть молодняк. Там не Лоскутков - главное дело, а гусары и девушки-красавицы. Я посмотрел, всё расходится, и стали работать. Прекрасный хореограф Женечка Комарова. Такая труженица, я прихожу, а она уже пляшет с ними. И потом встреча с мастером высочайшего класса Алёшей Тебеньковым! "Женитьб"у я ставил в Махачкале, но такого Лоскуткова у меня не было никогда. Он такой трогательный и непосредственный. Ну и Заинчковский... Он выходит, и играть ничего не надо. Когда знаешь, что и как делать, совсем нетрудно работать.
- Вы чаще всего предлагаете для постановки то, что хотите поставить сами, или берётесь за материал, который вам предлагают?
- По-разному. У нас с женой есть свой репертуар. Бородина Ольга Фёдоровна, она художник-сценограф, прекрасный художник по костюмам. Общий знаменатель находишь с руководством. Почему сейчас "Лауренсия" возникла? Потому что грядут перемены в жизни театра - становится на капитальный ремонт. Ну а в "Лауренсии" 4 человека, одно оформление.
- Это хорошо, что он появился. Спектакль мобильный, его могут увидеть в районах края. Я поняла, что вы тяготеете к комедии... Любимый жанр?
- Пожалуй что да, один из любимых. У меня Булгаков был - это достаточно серьёзно. Ставил Уиллимса "Татуированную розу" на Камчатке или Кокто "Ужасные родители" - драматургия мирового уровня, которая требует очень серьёзной работы.

Что касается премьерного спектакля "Браво, Лауренсия!", то он рассказывает о коллизиях, происходящих в семье бывшей балерины Ольги Яковлевны (заслуженная артистка России Екатерина Рябова) в связи с нежеланием её взрослого сына Олега (артист Алексей Терёхин) и дальше терпеть материнский диктат. Отправив мамочку на отдых, он приводит в дом невесту (артистка Татьяна Литвинцева), которая бесконечно далека от образа идеальной невестки, о которой мечтает мамаша, а ещё, поясняет автор, Эля - патологически правдивая натура. А слышать правду не всегда приятно. Зрители с интересом следят, как распутывается клубок семейных отношений, какие неожиданности подстерегают героев на пути к взаимопониманию.

- Почему выбор пал на актёров, которые играют сегодня?
- Сейчас господин Гадомский ставит "Зойкину квартиру". Там 26 персонажей, и нужна была чистая параллель.

- Одна из актрис - Елена Сафронова - актриса Забайкальского театра кукол в прошлом. Чем-то она вас зацепила?
- У меня было несколько иное видение этой мамаши из Челябинска. Есть такое выражение - "Талант - это единственное, чем мы можем удивлять". Она так удивила меня, так удивила читинскую публику. Она сделала такой яркости, броскости и в то же время актёрской точности работу, когда можно от безудержного смеха перейти к слезам - где встреча с дочерью... Я очень благодарен Леночке, но она и пахала. Она от Бога.

Елена Сафронова: "В какой-то момент у людей наступает разочарование в профессии. Со мной это тоже случилось в какой-то момент. С годами приходит опыт, осознание себя, сцены. Есть же ещё у нас, артистов, некоторая заштампованность, когда сыграл в театре кукол очередную 33-ю Внучку, Жучку, Зайца, Белку, а ничего другого не происходит. Когда я сюда в драмтеатр перешла, отработав 30 лет в театре кукол, достаточно сложно на что-то претендовать. Есть работа, и хорошо. Когда приехал Бородин, мне кто-то сказал - ты в распределении есть. 60-летняя женщина из Челябинска - грузная, большая. Я говорю, ну, наверное, интересно. Сделали поролоновые телеса мне. Я Бородину говорила, за что я ему благодарна - за возврат веры, это моя профессия. Как в омут с обрыва нырнула ногами вперёд, некрасиво, не так как делают синхронистки. Бородин - это явление уникальное, классическая составляющая режиссёра. Ольга Фёдоровна и сам Бородин - это такая старой школы очень правильная семейная ячейка. Как Бородина шьёт костюмы, я никогда не видела. С причёской... Давайте "химку" - 6-месячная называлась. Чем близка мне эта героиня до умопомрачения. Она из Челябинска. Оказывается, челябинский и забайкальский чем-то схожи - какая-то интонационная окраска. Я очень люблю забайкальский диалект, всё, что связано с этим говором. А тут - полный разгул, полная свобода действий. Было настолько здорово. Я люблю зрителей, которые в этот момент любят меня; я люблю партнёров на сцене, я люблю поролоновую грудь пятого размера. Драматургия Птушкиной - такая лёгкая, незатейливая, это спектакль для отдыха. Я получаю огромное удовольствие, это какое-то культурное потрясение! Это должно было случиться!"
- Походочку с кого списали?
- С мамы. Ей 80 лет, она превратилась в маленькую старушку, а всегда была дородная тётка с манерой общения. Подспудно оно выскочило. Коллеги из театра кукол пришли посмотреть и один актёр мне говорит: "Слушай, ты когда вышла, я напугался - Ленкина мать!" Где-то что-то проснулось. Не было вынашивания - как она должна ходить, говорить - абсолютно родное. У Владимира Григорьевича уникальная способность - он не останавливает, если заносит, он поворачивает легко с шуткой, прибауткой, настолько располагающий... Весь процес был какой-то уникальный.

 

- Этот спектакль весёлый, с сюрпризами, это всегда держит, и в то же время он близок зрителям тем, что эта житейская история может произойти в любой семье. Она поучительна. Вы этот пласт имели в виду?
- А как же? Именно этот пласт мы имели в виду. "Она мне враг", - говорит дочка. А мать: "Доча, заповедь - возлюби!" Какое назидание! Это христианские заповеди. Смысл жизни - не терять себя, не терять человека в себе. Не теряй веры, надежды. Простить, понять. Возлюби врага своего. Это сложно. Это же философская категория.
Зрителю должно быть понятно. У нас психологию режессуры читал Павел Симонов, отец Жени Симоновой. Так он говорил нам: "Эмоция сама по себе не вызывает никакого ответа. Но если зритель понимает и разделяет повод, вызвавший эту эмоцию, тогда зритель ваш". Это самое сложное. Не вздумайте переживать, интонационно красить. Да боже упаси! На этом мы много копий поломали.
- Это одна из главных ролей Екатерины Рябовой. Она, насколько я знаю, очень волновалась и переживала, как сможет соответствовать режиссёрской задумке и воплощению.
- Режиссёр может сказать, что это была сложная работа. У Птушкиной написано: "Ольга Яковлевна, в ней чувствуется бывшая балерина". У меня ассистентом по пластике Женя Комарова. Артистка, пожалуйста, к станочку. Мне не нужно, чтобы вы крутили 32 фуэте, но чтобы чувствовалось. А больше и не надо. Все мои просьбы сводились - пожалуйста, действуйте! Никаких рулад, украшений в голосе. Всё прямо и просто. К третьему спектаклю я был полностью удовлетворён, что делает Екатерина Петровна.
- И вы сумели раскрыть её для зрителя несколько с другой стороны. Что касается сценографии. Это уже вещь отработанная, или всегда что-то приходится дополнять, изменять?
- Приходится в зависимости от условий театра. Не должно оформление забивать главного на театре. Главное - актёр. По тому, как действуют актёры, судят о режиссёре.
- С Годом театра в российском масштабе вы что-то для себя связываете?
- Я воспринимаю это как данность. Я слишком взрослый человек. Да, будет всё в Москве, и ничего не будет на периферии. В Год театра премьер-министр заявляет: "Слишком много театров в стране". Это политика. Сократить театры. Каждый директор театра, находящегося за пределами Московской окружной дороги, живёт плохо. В Мытищах театр "Фест". Понятно, что он маленький, муниципальный, но театр со своей биографией, достижениями... Закрываем. А зачем?
- Тогда это парадокс. В Год театра говорить, что нам это не надо.
- Нонсенс, это мягко сказано. Немирович говорил, что должна быть правда театральная и правда социальная, мы же в социуме живём. Будет хороший спектакль - будет и зритель. Ничто не заменит, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, роскоши человеческого общения.
- Спасибо вам за эту роскошь.

Есть договорённость с Рязанским музыкальным театром, что Бородины поставят там в этом году оперетту "Тётка Чарлея" Брэндона Томаса. Театральный художник Ольга Бородина ещё увлечённо занимается декоративно-прикладным творчеством, участвует в выставках, фестивалях, а Владимир Бородин с удовольствием поёт в церковном хоре Преображенского кафедрального собора в Белгороде.

 

Источник: "Ваш выход". Радио России-Чита (8 апреля 2019 г.)

Авторы: Елена Князева, Ольга Пригодина, Наталья Сергеева

Добавить комментарий