Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

"Радио России-Чита" о спектаклях "Маленький принц" и "Вот так и живем"

Лето в театральной жизни - пора межсезонья, затишья, но это и время поездок на фестивали, конкурсы, гастроли. Предстоящий сезон в Забайкальском театре драмы юбилейный - восьмидесятый, но подарок к своему юбилею наш главный театр получит позднее, когда закончится его капитальный ремонт. В лучшем случае года три коллектив будет работать на других площадках Читы. Сегодня мы расскажем о двух новых постановках Забайкальского драматического - в марте состоялась премьера спектакля-притчи "Маленький принц" по произведению Антуана де Сент-Экзюпери в постановке режиссера Натальи Карпенко и спектакль "Вот так и живем" по произведениям Василия Шукшина поставил к 90-летию Василия Макаровича артист театра, заслуженный деятель искусств Забайкальского края Евгений Нимаев.

"Маленький принц" - сказка на все времена. Для детей сегодняшних и детей подросших, ставших взрослыми. Она про самое важное в человеческих отношениях и про пустое, никчёмное, что люди почему-то считают ценным в жизни. Мальчуган, путешествующий во Вселенной и попавший на планету Земля, познавая окружающий мир, всегда остаётся при собственном мнении. Детском, наивном и глубоко человечном.

"Маленький принц" - не первая постановка Натальи Карпенко на сцене краевого драмтеатра. Стоит напомнить, что Наталья Александровна Карпенко - руководитель и режиссёр народного театра-студии "На тихой улице" ЧГМА, Заслуженный работник культуры Читинской области. В 2016 году она поставила спектакль "Три красавицы" по пьесе Валентина Красногорова. И вот новая работа по хорошо известному произведению Экзюпери.

Наталья Карпенко, режиссёр: "Этот спектакль я сначала ставила в своём театре "На тихой улице" ЧГМА. Поэтому сказать, что я мечтала поставить этот спектакль в драмтеатре, будет неправильно. Я хотела это произведение поставить, но я уже поработала с ним. Когда встал вопрос, чтобы сделать премьеру к весенним школьным каникулам, возникло предложение сделать спектакль по повести Экзюпери "Маленький принц". Ставить прозу не то, чтобы сложно. Надо относиться к ней бережно - сохранить неповторимый авторский стиль и неповторимую авторскую интонацию. Тем более это такое произведение… Все его читали в разном возрасте и помнят, что оно в чём-то загадочное, окутано флёром таинственности, неосязаемое, неуловимое… На маленькой сцене это было сделать, конечно, проще, передать интонацию исповедальности, доверительности, то, что называется из глаз в глаза, от сердца к сердцу. На сцене краевого драматического театра, естественно, другие масштабы - другая сцена, другое расстояние до зрителя. Самое сложное было сохранить какую-то неповторимую атмосферу этого произведения, которую если нарушить, если не перенести её в спектакль, то произведение потеряет большую часть своего очарования. Это немножко разные спектакли… Если у нас все эти перелёты Принца, планеты показываются живым планом, то здесь с помощью технических средств… Загадка, трогательная атмосфера, душевная, искренняя сохранилась, но другими средствами. Видеопроекция, киноэкран, видеоряд был создан Николаем Гадомским, сценографом, специально для этого спектакля… И космическая атмосфера - это тоже очень важно, но важно было соблюсти баланс: не только уйти в эту таинственность, но и рассказать историю, понятную всем. Как любое стоящее произведение, оно для зрителей всех возрастов: дети прочитают просто сказку, историю Маленького принца; зритель с другим опытом увидит в этой истории взросление человека, который изначально хочет чего-то красивого, необычного, яркого, пройдя жизненный путь, возвращается к каким-то простым изначальным ценностям.

С профессиональными актёрами краевого драмтеатра в чём была сложность в работе именно над этим произведением… Может быть, им казалось, что я излишне придираюсь к каким-то мелочам. И даже было такое недовольство, что я привыкла работать с актёрами-любителями, где надо учить и каждую мелочь шлифовать, показывать и требовать. Здесь ситуация была другая. Я почему придиралась к мелочам? Здесь очень важна была авторская интонация. Порой какие-то непонимания возникали, но это рабочие моменты. С другой стороны, профессионалы могут предложить интересную импровизацию. Наверное, как любой спектакль не сразу обретает свою полнокровную жизнь, набирает обороты постепенно и актёры продолжают думать над своими ролями, над этим произведением… Может что-то сразу не получилось, это постепенно доходит, становится твоим. И если этот спектакль останется в репертуаре, он приобретёт какие-то новые качества. Хотелось бы верить".

Главную роль в спектакле исполняет молодая актриса театра Диана Артёмова. Она - уроженка города Новокузнецка Кемеровской области. В 2015 году окончила Алтайскую государственную академию культуры и искусств. Два года Диана проработала в Канском драматическом театре, где сыграла несколько интересных ролей в спектаклях для детей и взрослых: Герду в "Снежной королеве", Чертяку в сказке "Лучшее лекарство от злобы", Хитроумного зайца в постановке "Ещё раз о Красной шапочке", Рассказчика в "Пацанских рассказах", Хельгу в спектакле "Люфт для иностранцев". В Забайкальском театре драмы Диана Артёмова служит с августа 2017 года.

- Маленький принц. Какие были эмоции, когда вам предложили роль?

Диана Артёмова: "Когда я впервые узнала, что в нашем театре собираются ставить "Маленького принца", я испытала удивление, некоторый шок, конечно же, опаску, потому что "Маленький принц" - это, на мой взгляд, один из наисложнейших материалов во всей мировой драматургии. Вы не поверите, впервые я прочла это произведение в шесть лет. Естественно, не единожды перечитала и каждый раз открывается что-то новое - о чём оно, что там главное заложено. Одна из тем, которая меня всегда цепляла, это относительно одиночества и как тебя воспринимает окружающий мир, как ты его воспринимаешь. Поиск друга, близкого тебе человека. Несмотря на то, что это одно из моих самых любимых произведений, я считаю поставить невероятно сложно этот материал. Он очень философский, аудитория, к которой этот спектакль обращён, обширна, сами герои невероятно сложные. Брать этот материал опасно и удачных попыток постановки этого произведения не так много по разным причинам. Конечно, это было очень интересно, но до самого конца это было, как идти по тонкому льду. У меня ещё и роль Маленького принца. Всё было: и истерики, и трудности, даже несмотря на то, что сыграно несколько спектаклей, сказать, что я довольна результатом или не справилась. До сих пор я в подвешенном состоянии, каждый спектакль для меня что-то новое открывается. Не скоро придёт чувство удовлетворения. Спектакль - это всегда вещь живая и никогда не будет сыгран один и тот же спектакль одинаково, каждый раз он будет сыгран по-разному".

- Насколько интересным, творческим был репетиционный процесс?

Диана Артёмова: "Нужно не прогадать, очень точно попасть в аудиторию - как в ребёнка, так и во взрослого человека. Я с открытым забралом приступила к работе. Время, за которое мы сделали этот спектакль, вообще невероятное. Помимо того, что текст надо выучить, его же надо ещё и освоить - создать характер персонажа, образ, нужно всё соединить, и молодцы, что за такое короткое время поставили этот спектакль".

- Можете сказать, что работа в этом спектакле с партнёрами как-то вас обогатила, порадовала?

Диана Артёмова: "Бесспорно. Многое зависит от того, кто с тобой рядом на сцене. У нас собралась очень хорошая команда, здорово, когда рядом с тобой на сцене люди, которым ты доверяешь. Надеюсь, что они мне доверяют - мы друг друга слышали, старались чем-то помочь, подсказать. Я видела и чувствовала заинтересованность, поддержку от моих партнёров, и это всё встречается с улыбкой".

- Трогательная сцена у вас была, когда вы работали с Лисом. 

Диана Артёмова: "Алексей Владимирович Заинчковский, который исполняет роль Лиса, по-партнёрски мне с ним очень нравится работать, может поэтому так и сложилось. Это одна из тех сцен, когда внутренне сразу легло - текст, мизансцена, всё на процесс влияет. Это дорого стоит и это надо ценить. Ищем любви, ищем отклика. Я надеюсь, этот спектакль останется и будет играться".

В спектакле Забайкальского драматического театра "Маленький принц" заняты также артисты Любовь Гамова, Олег Карасёв, Дмитрий Шестков, Анна Халецкая, Александра Николенко, Галина Размахнина и студенты Забайкальского училища культуры. Педагог этого актёрского курса и художественный руководитель театра Николай Гадомский выходит на сцену в роли Лётчика.

Николай Гадомский: "Мне было очень комфортно работать с Натальей Александровной, интересно работать. Мы не всегда сходились во мнении, у меня было мнение порой кардинально противоположное, чем у неё. Но я доверился ей как режиссёру и считаю, что мне за эту работу не стыдно. У меня и времени не было самому сделать этот спектакль, потому что параллельно занимался другой постановкой - "Зойкиной квартирой" - и у меня не было артистов, чтобы предложить Наталье Александровне кого-то на роль лётчика, потому что все были заняты. Что бы там не говорили, что я решил оттянуть одеяло на себя, ничего подобного. Это всё для того, чтобы артисты могли нормально репетировать в спектаклях "Зойкина квартира" и "Браво, Лауренсия!". Я считаю, у нас в театре эту роль блистательно бы исполнил Алексей Карташов, если бы я делал распределение. Алексей на этот момент уже был занят в "Зойкиной квартире" - одна из ведущих ролей этого спектакля, поэтому я не мог так издеваться над артистом, заставив его ещё в другом спектакле репетировать. Поэтому я взял эту роль на себя. Не знаю, что зрители говорят, мне понравилось".

- Что будет с "Маленьким принцем" за эти четыре года? Он будет в репертуаре?

"Маленький принц" мы будем трансформировать, он уже будет без экрана работать, без проекции либо мы придумаем что-то другое. Спектакль остаётся в репертуаре, спектакль достоин того, чтобы его показывать на площадках не только Читы. И по районам края мы с этим спектаклем поездим. Сейчас у нас такая кочевая наступает пора: одна бригада поехала в один район, другая - в другой. Мы постараемся это сделать.

***

Уже завершился в краевом театре драмы предъюбилейный 79-й сезон. Уже труппа вернулась из Хабаровска с двухнедельных гастролей, как состоялась ещё одна премьера. Правда, не на родной сцене, а в небольшом зале музея Дома офицеров. Как говорится, для своих.

На сцене Василий Макарович Шукшин. Его фотография размером с человеческий рост. Из динамика звучит его голос. Это начало спектакля "Вот так и живём".

Спектакль "Вот так и живём" по произведениям Василия Шукшина поставил к 90-летию Василия Макаровича артист театра, Заслуженный деятель искусств Забайкальского края Евгений Нимаев. Многие бывали на концертах, посвящённых творчеству Владимира Высоцкого, организатором которых был Евгений Нимаев; кто-то видел его моно-спектакли по произведениям Шолохова, Филатова; музыкально-поэтические композиции. И вот попытка создания спектакля, где он предстаёт в нескольких ипостасях - сценарист, режиссёр, актёр.

- Знаю, что Василий Макарович - один из...

Евгений Нимаев: "...любимых. Потихоньку всем долги раздаю - Цой, Тальков, Высоцкий, Филатов. Сейчас Шукшин. Есть ещё задумка по нашим местным - по Гордееву сказку сделать и по Вишнякову".

- Главное, чем руководствовался режиссёр при подборе материала.

Евгений Нимаев: "Сначала даже как сценарист. Приходилось всё конопатить, вытаскивать - есть даже два предложения, взятых из одного рассказа. Это не было сложно. Видя уже картинку, в голове проигрывая, примерно знаешь к чему идти. Когда берёшься за работу, уже видишь конечный результат. Конечно, в процессе репетиций от многих моментов начинается отказ. Потом мне пришлось ещё быть и сценографом - продумать декорации. Поначалу у меня было пять ставок, они должны были крутиться вокруг оси на подшипниках. Хотел пустить мультимедиа, чтобы живой Шукшин разговаривал. Не получилось, пришлось уйти в аудиозапись - специально оставить его подольше в начале, чтобы старшие вспомнили, молодые запомнили. Отправная точка была после просмотра фильма "Последние 24 часа" о Шукшине. Съёмочная группа смотрела фильм и принимали участие студенты театрального вуза. После просмотра они в финале спросили: "А кто такой Шукшин?" Мне хватило двух-трёх бессонных ночей. О Шукшине набор произведений, пытался его разнообразить - смешно и серьёзно - чем он болел, все грани шукшинские показать и обязательно надо было уложиться в полтора часа. Жизнь коротка. Банальные вещи, но их надо - что ты сделал, чтобы съесть кусок хлеба, заработал ли ты его? Засыпая, что ты сделал хорошего. Спасибо бы сказал всем, кто помогал. Татьяну взять Литвинцеву - у неё должны быть госы, она должна защищать диплом - она готовилась и меня не забыла. С Ириной мы давно работаем, понимаем друг друга с полуслова. Алексея Плетнёва - это кладезь такой, такая улыбка, этим надо воспользоваться, чуть-чуть только подсказать. И всё заиграет в лучшем виде.

Очень хорошо у нас работает Марина Терёхина. Я примерно знал музыку, она вот тут ненавязчиво подключит, музыкально больше половины - её подсказки. Женя Ванёва тоже - танец, движения - бальзам на душу. Мучительно ничто не рождалось. 90 лет Василию Макаровичу - я был обязан. Трудность была в чём... Когда я делаю свои моноспектакли, работаю, сам себя знаю... Тут приходится с партнёрами работать, доказывать. Слава богу, не приходилось настаивать - люди понимали, подсказывали".

Сценарную основу спектакля "Вот так и живём" составили отрывок из романа Василия Шукшина "Я пришёл дать вам волю", его рассказы "Микроскоп", "Сапожки", "Петька Краснов рассказывает", "На кладбище", "Сны матери". Кроме Евгения Нимаева в постановке заняты артисты Забайкальского театра драмы Ирина Нольфина, Татьяна Литвинцева и Алексей Плетнёв.

- Как мы можем ему не доверять, если мы единой семьёй уже больше 20 лет работаем вместе глаза в глаза, душа в душу на одной сцене. Здесь доверие стопроцентное. Я надеюсь, у Жени к нам тоже. Почему он нас взял - здесь ответ очень простой. У нас на троих сказка - Евгений Владимирович, Ирина Викторовна и я. Под сказку мы ещё делаем вечерний спектакль, чтобы показать всем жителям Забайкальского края.

- Собственные ощущения от участия в этой работе?

- У нас с Женей до этого уже была программа по Шукшину - два рассказа у нас уже были готовы. У нас с Женей полное взаимопонимание. Он крякнет - я уже поняла, что он от меня хочет, глаз сощурит - всё понятно, не туда пошла. Мне очень нравится работать и потом деревенская тематика - у нас её сейчас так мало в театре, что просто душой отдыхаешь. И тем более материал такой прекрасный - Шукшин... Я в восторге.

- На самом деле, Иринка говорит, деревенская тема - она у нас у всех в крови. Выросли на каких фильмах, на каких книгах.

- И мы хотим, чтобы народ эти книги вспомнил, посмотрел эти фильмы и прочитал эти книги. Мы несём просветительскую миссию.

- Как ты считаешь, когда-нибудь уйдёт время шукшинских героев?

- Такие чудики - они были, будут, они есть. Таким материалом, который создавал в своё время Василий Макарович Шукшин, надо напоминать молодёжи о самых сокровенных истинах - о человеческой боли, человеческой радости, о простых человеческих взаимоотношениях. Мне кажется, если об этом говорить, это никуда не уйдёт. Я думаю, подрастающее поколение не все знают, кто такой Шукшин и тем более не читали. Я сам соприкоснулся в более зрелом возрасте и думал, что же я мало читала Шукшина. Я погрузился - прочитал "Печки-лавочки", "Калину красную", просто увлёкся творчеством Шукшина, у меня где-то это отложилось и сейчас охота заново погрузиться в этот материал. Мне очень радостно и приятно.

- Чувствуется, что ты в этом материале свой, он тебе какой-то родной.

- Да, потому что мы забыли о простых каких-то вещах - на первый момент незаметных, а чуть глубже копнуть - вот они, вот они. Нечто более важное и ценное есть.

После коллег по театру, журналистов, друзей и родных постановку "Вот так и живём" увидели жители Чернышевского района, куда творческая группа отправилась на гастроли. Очень тепло встречали сельчане спектакль по прозе Василия Шукшина, хорошо знавшего жизнь русской деревни.

25 июля 2019 года исполнится 90 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина. И новая творческая работа Забайкальского театра драмы - лучшее проявление признательности и любви к талантливому писателю, кинорежиссёру, актёру.

 

Источник: "Ваш выход" (Радио России-Чита, 22 июля 2019 г.)

Авторы: Елена Князева, Ольга Пригодина, Наталья Сергеева

Добавить комментарий