Министерство культуры Забайкальского края

 

 
Драматический театр Забайкальского края
 
 

Николай Гадомский: «Пожар идёт по расписанию»

80-летие отмечает в этом году Забайкальский краевой драматический театр. Но так совпало, что свой юбилейный сезон служители Мельпомены вынуждены проводить вне родных стен – здание театра находится на масштабной реконструкции. Как сотрудники театра переживают временное переселение, и чего ждать зрителям от «кочевого» сезона, рассказал ZAB.RU художественный руководитель драмтеатра Николай Гадомский.

– Николай Николаевич, для начала хочется поздравить вас и весь коллектив театра с началом нового сезона, юбилейного. Помимо особых мероприятий, посвящённых этому событию, есть ли у этого сезона какие-то отличия от других? Или это просто очередной «рабочий» сезон?

– Конечно, есть. Наша жизнь теперь складывается так, что мы в этом сезоне работаем не на своей домашней сцене, мы работаем на других площадках нашего города. Театр на реконструкции, и в этом, конечно, отличие очень серьёзное. И нагрузки, соответственно, серьёзные: поскольку одно дело, когда мы работаем у себя, где всё под рукой, а другое – когда каждый выезд на любую другую площадку, даже те, которые находятся в Чите, это практически ежедневные мини-гастроли. Мне кажется, что нужно попытаться каким-то образом решить этот вопрос, потому что те штатные единицы сотрудников, которые справлялись со своей работой на стационаре, сейчас работают практически на износ. Потому что каждый раз нужно загрузить машину, разгрузить машину, поставить декорацию, собрать декорацию, опять загрузить машину, увезти и разгрузить машину.

Недавно мы были на гастролях в Краснокаменске, а до этого в Сызрани и Самаре, так мы, артисты и я в том числе, помогали монтировочному цеху разгружать и устанавливать декорации, потому что им с такой работой справится просто не под силу. И это нужно каким-то образом решать. Может дополнительные ставки предоставлять театру хотя бы на время реконструкции.

– Мне кажется, что это довольно символично, что реконструкция здания театра пришлась именно на это время. Но как сама труппа относится к тому, что юбилейный год придётся проводить в чужих стенах?

– Весь коллектив, и труппа, и цеха театра, все мы понимаем, что это вынужденные меры. Но мы в любом случае надеемся на лучшее и мечтаем, что через какое-то время мы вернемся в наш новый, отстроенный, отремонтированный дом. И то, что в этот юбилейный год наш театр встал на реконструкцию, конечно, знаковое событие.

– Такой «кочевой» образ жизни как-то сказывается на творческом процессе? Всё-таки на своей сцене выступать, наверное, легче.

– Сказывается это скорее на условиях творческого процесса, а не на качестве. Нам помогают в Забайкальском институте предпринимательства и предоставляют площадку для репетиций. Но всё равно мы зависим от расписания института, поскольку у них тоже свои задачи стоят перед коллективом.

– Такие полевые трудовые условия...

– Партизанские. Что-то где-то ухватываем, какие-то репетиционные площадки, чтобы работать. Сейчас мы реализуем большой проект совместно с УФСИН Забайкальского края и при помощи начальника УФСИН полковника внутренней службы Евгения Витальевича Шихова. Это студия звукозаписи и студия театральная. Там смогут заниматься мои студенты (авт. – актёрский курс при Забайкальском училище культуры) и дети сотрудников УФСИН, если захотят сами сотрудники – могут заниматься там речью и риторикой, например. Но у нас уже будет помещение, где мы сможем репетировать со студентами. Появляется совершенно автономная репетиционная площадка.

– Мне кажется это очень хорошо для театра.

– И для театра, и для студентов, и для училища культуры, поскольку с уходом театра на реконструкцию от нас ушла и репетиционная площадка, а чтобы воспитать артиста драматического театра необходимо специальное пространство.

– Всё-таки сцена драмтеатра была довольно большой. Не каждая площадка в городе, да и в крае тем более, способна сравниться по размерам. Как это сказывается на постановках?

– Нам пришлось законсервировать либо снять большую часть нашего репертуара, который шёл на домашней сцене. И те постановки, которые сейчас в работе, мы делаем с прицелом на то, чтобы они были максимально мобильны, компактны, чтобы мы могли работать на любых площадках Забайкальского края и уже не оглядываться на то, есть на сцене поворотный круг или нет, или какое-то специальное оборудование. Что-то из репертуара нам удалось трансформировать и приспособить к площадкам Дома офицеров, «Забайкальских узоров», филармонии. В Краснокаменске, например, мы работали на площадке кинотеатра «Даурия», на мой взгляд, очень хорошо.

– Вы уже говорили про небольшие изменения в репертуаре. А к чему тогда готовится забайкальскому зрителю в этом году?

– Мы уже приступили к репетициям нового спектакля. Это будет лирическая комедия по пьесе итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо «Рождество в доме сеньора Купьелло». Она и смешная, и грустная. Я думаю, в январе будем готовы. Этот спектакль как раз выстраивается под площадки Дома офицеров и «Забайкальских узоров».

В прошлом сезоне Евгений Нимаев выпустил, на мой взгляд, хорошую работу по рассказам Василия Макаровича Шукшина. Очень надеюсь, что он созреет до конца года и тоже запустится с какой-то новой постановкой. Такой же компактной и небольшой.

Также нам пора подумать и начать готовиться к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Я уже читаю материал на эту тему и ищу пьесу.

– Репертуар театра не малый. Есть среди авторов как имена русских классиков, так и зарубежных. А почему бы не поставить пьесы сибирских драматургов? Того же Александра Вампилова, например.

– У нас в театре идёт спектакль «Забайкальская кадриль» по пьесе Владимира Гуркина – наша визитная карточка. Мы традиционно открываем им наши гастроли. Этот спектакль в постановке Николая Алексеевича Березина идёт на сцене уже порядка двадцати лет. Пьес Александра Вампилова в репертуаре сейчас, к сожалению, нет. В этом полугодии мы работаем со студентами над драматургией того периода, и, может быть, какая-то из работ по пьесам Александра Вампилова вырастет в спектакль. И может быть, получится такой дипломный спектакль, который со временем можно будет перенести на профессиональную сцену.

– Для театральных работников ситуация, сложившаяся в этом сезоне, – сплошной стресс. А как зритель отнёсся к такому вынужденному переезду?

– (смеётся) Мне кажется, нас жалеют все. И, дай Бог, чтобы так было. Зритель всё-таки наш театр любит, и у нас много поклонников в Чите и Забайкальском крае. Нас все пытаются как-то подбодрить, в соцсетях нам пишут зрители: «Ребята, держитесь, мы с вами!», «Ребята, давайте, мы хотим, чтоб был новый театр». Мне действительно радостно от того, что театр ремонтируется. Мы, люди творческие, привыкли фантазировать. Нам рисуется радужная картинка, что очень скоро будет отстроен наш новый театр, и все мы будем там творить. И несмотря на то, что сейчас пока тяжело, надо работать. Пожар идёт по расписанию.

 

Автор: Ирина Комогорцева

Источник: zab.ru (28 ноября 2019 г.)

Фото: Евгений Галуза

Добавить комментарий


Яндекс.Метрика