Министерство культуры Забайкальского края

Купить билет

Драматический театр Забайкальского края
 
 

Рождество для Купьелло: это не про кубики, это жизнь моя!

Давно ли вы искренне радовались простым мелочам? Не прибавке к зарплате, а чему-то малому, но сердцу приятному – вкусной шоколаде, хорошей песне или игрушке? С возрастом всё труднее переживать яркие эмоции без значительного на то повода. Прожить полноценную жизнь и сохранить в себе хотя бы частичку своего детства – это, если процитировать «классика», могут не только лишь все, мало кто может это делать. И вот, одним из таких, кто смог это сделать, является главный герой одного из новых спектаклей Читинского драмтеатра «Рождество для Купьелло» по пьесе итальянского писателя Эдуардо де Филиппо.

Знакомьтесь, Лука Купьелло в исполнении заслуженного артиста РФ Сергея Юлина. Семьянин почтенных лет, только начав свой день, приступает к подготовке едва ли не самого важного события – празднованию Рождества. Остался всего один день на то, чтобы успеть доделать игрушку – ясли Христовы, символ грядущего праздника.

Но не всё так просто. Сын растёт бездельником и бандитом, родной брат – нищий и вынужден жить в его доме, ещё и постоянно конфликтуя с сыном. У дочери очередная ссора с мужем, а жена его просто считает никчёмным, не способным держать хозяйство транжирой. Игрушку он, понимаете ли, мастерит. Да, мастерит и ещё как! Делает он это с такой самоотдачей, какую не каждый день увидишь. Если бы всякий прикладывал к своему делу столько стараний, человечество давно бы уже покорило далёкий космос. Но эта самоотдача не как у заядлого трудоголика. Скорее, как у ребёнка, увлечённо собирающего конструктор. Вспомните себя в детстве - как истово вы строили песочный замок в песочнице, возводили башни и стены. И ваше творение всегда было наделено высшим смыслом. То была не просто игра, а процесс духовного созидания. Говоря словами Гвидона Вишневского:

- Какие же это, чёрт побери, кубики, …когда это жизнь моя!

Да, инфантилен главный герой. Да, плохой хозяйственник. Сама жена про него говорит:

- Несчастная я мученица! Бог наказал меня, послал мужа, который никогда не умел и не хотел ничего делать. Двадцать пять лет я живу с ним. Он разорил наш дом. Да и у меня уже здоровье не то. Да что говорить… Если бы не я, в этом доме ничего бы не было…

Но в этом есть кое-какая метафора. Во всяком случае, вот как бы я её трактовал:

Способ первый. Дон Купьелло, точнее его душа, здесь выступает в роли младенца Христа. Он сохранил в себе почти младенческую святую простоту, в отличие от домочадцев, с головой ушедших в бездну сует мирских. И ясли, кои он мастерит на каждое Рождество – это не только дань традиции и попытка продлить стремительно уходящее детство его взрослеющего сына и сохранить, таким образом, дух прошлого беззаботного времени. Ясли Христовы предназначены, в первую очередь, для его чистой души, где та перерождается каждый год снова и снова. Потому любое негативное отношение к его игрушке способно глубоко ранить и едва ли не привести к гибели, а одобрение – к чудесному исцелению. И получается, что сюжет повествует не о Рождестве как религиозном празднике как таковом, а о Рождестве самого дона Купьелло.

Способ второй, прозаичный, но более человечный: это судьба творческой личности в агрессивной среде. Есть ли среди вас те, кто хотел стать художником или музыкантом, но так и не стал? Помните, когда вы кому-то из близких признавались в намерении встать на тернистую дорожку творческого пути? Тогда вам наверняка знакомо то чувство, когда вместо поддержки встречаете, в лучшем случае, насмешки, мол, этим не заработаешь, займись чем-нибудь серьёзным, а то будешь потом дворником работать! То же самое с доном Купьелло. Есть в нём талант, силы и желание творить, но всё и все в округе так и норовят «вставить ему палки в колёса». «А кому сейчас легко?» - спросите вы. Но поставьте себя на место нашего героя. Вспомните, каково это, когда какой-то хулиган ломал ваш песчаный замок. Обидно? То-то же!

Но не Купьелло единым полон спектакль. В нём затрагивается широкий спектр актуальных жизненных тем. Это и детская избалованность на примере несносного Неннилло, по которому каторга давно плачет. Ещё бы, продать вещи своего больного дяди в искренней надежде, что тот умрёт, так и не встав с постели! Или кража родительских денег прямо со стола – поступок явно не свойственный порядочным детям. Сложная ситуация в семье Нинуччи, дочери Луки, тоже заслуживает своего внимания. В браке она чувствует себя несчастной, но от развода её отделяет только нежелание расстраивать родителей. Дело это, конечно, благородное, но стоит ли оно такого самопожертвования – вопрос остается актуальным для множества поколений.

Помимо занимательной истории человеческих судеб, спектакль может порадовать хорошей игрой актёров. Особенно хочется отметить Сергея Юлина в роли Луки и Алексея Заинчковского – брата его Паскуалино. Единственное, что меня смутило – это резко наступившая концовка. Но в целом, лирическая комедия «Рождество для Купьелло» и в эмоциональном плане насладить способна, и поводом для размышлений вознаградить горазда.

 

Источник: Zab.ru (13 марта 2020)

Автор: Михаил Ероманс

Добавить комментарий