Детская онкология – одна из серьёзнейших проблем нашего времени. И именно этой теме посвящён спектакль читинского драмтеатра «Оскар и Розовая Дама» в постановке режиссёра Натальи Карпенко. Поставлен спектакль на основе романа французского писателя Эрика-Эммануэля Шмитта в инсценировке не безызвестного в театральных кругах профессора Бориса Кузника.
Драматическое произведение рассказывает о десятилетнем мальчике Оскаре, который болен раком и находится в больнице. У него там полно друзей – плюшевых игрушек, с которым он общается как с настоящими людьми. А главный друг – это бабушка Роза, волонтёр этой больницы. Есть только одно обстоятельство: недавняя операция хоть и прошла успешно, но желаемого исцеления так и не принесла. Оскару осталось жить всего лишь 12 дней. Но факт грядущей смерти его не особо и тревожит. Он больше обеспокоен тем, как изменилось отношение к нему со стороны окружающих. Лечащий врач ходит с потерянным видом, будто это он виноват в скорой гибели мальчика. Медсёстры и санитары, когда ему весело, чуть ли не плачут, а родители, убитые горем, и вовсе боятся видеться с сыном.
Оскар преисполнен чувством несправедливости от происходящего, но бабушка Роза предлагает ему изливать своё негодование в письмах. В письмах к Богу (об этом мы поговорим чуть позже). А главное – она придумывает для мальчика необычную игру. Отныне каждый прожитый день Оскара приравнивается к десяти годам. И правда, изо дня в день, параллельно ведя переписку со своим новым собеседником, Оскар меняется на глазах. Будучи ребёнком, он начинает активно познавать жизнь, налаживает контакты с окружающими и даже успевает обзавестись семьёй. Настоящий путь от мальчика до мужа.
Спектакль получился очень эмоциональный. Юмор по большей части строится на диссонансе фактического возраста главного героя и его взросления с высказываниями на тему полового созревания, женитьбы и так далее. Но, как и подобает драматическому произведению, грустные ноты пронизывают всю постановку. Тут и воспоминания Оскара о пожаре, где пострадали его кошка с собакой, и которым он искренне сочувствует, и проблема его отношений с родителями, требующая скорейшего разрешения. И, конечно же, осознание скорой смерти главного персонажа не покидает зрителей ни на минуту.
Но и тут не всё так гладко, как хотелось бы. В спектакле очевидный перебор с религиозной тематикой. В некоторых сценах отчётливо чувствуется, как зрителю через главного героя откровенно навязывается вера как единственно верное решение в жизни. Порой это похоже на сценическое воплощение какого-нибудь пособия по типу «Воцерковление для начинающих». Я считаю этот приём не самым честным, учитывая положение главного героя и усиленную восприимчивость зрителей на почве эмоциональных всплесков. Ну, и напрямую называть неверующих людей дураками – это так прогрессивно для общества XXI века. Всё это абсолютно неприемлемо в рамках светского культурного мероприятия.
В целом просмотр спектакля оставил положительное впечатление. Очень порадовал Максим Немчинов в роли Оскара – яркий, выразительный, эмоциональный. Только одна мысль меня не покидала последние минут 20 просмотра – дожмут драму или не дожмут? Хотелось так, чтобы под занавес прямо-таки взять и умыться слезами, ибо задел под такую концовку имеется. Но не дожали. Поберегли авторы публику. И на том спасибо.
Автор: Михаил Ероманс
Источник: Zab.ru (18 марта 2020 года)